Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 55 спор . Даммит полагает , что нам нет нужды довольствоваться принципом толерантности , поскольку перспектива разрешения метафизических споров все же имеется . « Мой тезис , – пишет он , – заключается в том , что все метафизические проблемы превращаются в вопросы по поводу корректной теории значения языка » [9, с . 338]. В этом случае метафизические тезисы принимают форму тезисов теории значения для утверждений того или иного вида . Но как мы можем решить , что именно является корректной теорией значения ? Для этого следует убедиться в ее работоспособности , заключающейся в том , чтобы данная теория , с одной стороны , в максимальной степени согласовалась бы с лингвистической практикой , а , с другой , и не апеллировала бы к понятиям , которые сами нуждаются в объяснении Разумеется , не все аналитики придерживаются данных позиций . Самыми известными оппонентами Даммита стали его коллеги по Оксфордскому университету Гордон Бейкер и Питер Г . Хакер , по мнению которых решающее значение для аналитической философии имели взгляды позднего Витгенштейна , а не Фреге . Причем , актуальность Витгенштейна видится Бейкеру и Хакеру не столько в том , чтобы подчеркнуть приоритетность его вклада в становление аналитической философии сравнительно с Фреге , а в том , что поствитгенштейновская философия языка фактически повторила те же ошибки , преодоление которых и составляло основную задачу австрийского мыслителя . Попытка Витгенштейна раскрыть социальное измерение языка приводит , по мнению Бейкера и Хакера , к изменению приоритетов основных понятий , через которые раскрывается природа языка : значения , понимания , объяснения значения . Философы языка главное внимание уделили значению , определяя его либо через верификационистские критерии , либо через определение истинностных условий , либо через способность выполнять речевой акт , однако они оставили без должного внимания тот факт , что Витгенштейн фактически изменил традиционное соотношение значения и понимания . « Философское рассмотрение значения , – утверждают Бейкер и Хакер , – должно быть приспособлено для анализа понимания , объяснения и коммуникации . Значение есть коррелят понимания »[10, с . 30]. Именно в этом качестве проблема языка представляется Бейкеру и Хакеру основополагающей проблемой всей современной культуры , включая литературу , изобразительное искусство , музыку , лингвистику , психологию , социологию , гуманитарные науки в целом . Философия принимает участие в этом процессе , причем не в качестве совы Минервы , а налаживая плодотворные симбиотические отношения со всей остальной культурой . Такая симбиотически - ориентированная философия определяет особенности постаналитической парадигмы аналитической философской традиции . Сегодня уже можно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=