Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 53 малопонятные мыслителям , принадлежащим к иным философским направлениям , а более широкие проблемы , характерные для философии в целом . « Неспециалисты или непрофессионалы убеждены в том , – пишет Даммит , – что философия должна отвечать на фундаментальные вопросы , касающиеся нашего понимания мира . Располагаем ли мы свободой воли ? Могут ли душа или сознание существовать независимо от тела ? Каким образом мы говорим о том , что нечто является правильным , а нечто – неправильным ? Существуют ли вообще что - то правильное или неправильное само по себе , или мы только делаем нечто таковым ? В состоянии ли мы знать будущее или воздействовать на прошлое ? Есть ли Бог ? И неспециалист вполне прав : если философия не ставит перед собой цель найти ответы на эти вопросы , тогда в ней нет ничего хорошего » [9, с . 5]. Получается , что , сосредоточившись на частных логико - лингвистических вопросах типа проблемы значения имен собственных или проблемы логической формы предложений , аналитики встали на путь изоляции от общества и его культуры . Одной из причин подобной ситуации , по мнению Даммита , является тот факт , что аналитическая философия пережила в своем развитии деструктивную фазу , когда именно разоблачение традиционных философских проблем и составляло ее главную задачу . Сегодня большинство аналитиков уже не сомневаются в том , что философия имеет конструктивные задачи , хотя после десятилетий разоблачительной деятельности восстановительные работы продвигаются весьма медленно , поскольку лишены внятной стратегии . Отсутствие ясности по вопросу стратегии связано с тем , что процесс возрождения конструктивного идеала философии , по мнению Даммита , не должен сводиться ни к возврату к убеждению о том , что некие априорные рассуждения могут служить источником знаний о фундаментальных свойствах мира , ни к согласию с фактическим отождествлением философии с наукой . Таким образом , теория значения дает вариант ответа на вопрос о том , какое именно знание составляет философскую теорию , если мы отказываемся от априоризма и натурализма . Обновленная философия в таком случае может лишь снабдить нас ясной точкой зрения на понятия , с помощью которых мы мыслим о мире , благодаря чему достигается понимание способа репрезентации мира в нашем мышлении . И лишь в этом ограниченном смысле философия является учением о мире , подобно тому , как специалист по оптике обеспечивает нас линзами , но не указывает нам на то , что мы с их помощью обязаны увидеть . Исследование же фундаментальных структур нашего мышления в аналитической философии осуществляется посредством анализа языка . Именно этот метод , по мнению Даммита , позволит внести некоторую ясность в ожесточенные метафизические споры между реалистами и антиреалистами , которые имеют

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=