Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 52 истинным . « Можно предположить , – отмечает Дэвидсон , – что если условия истинности предложений поместить в контекст универсальной теории , то получившаяся лингвистическая структура будет отображать общие особенности реальности » [7, с . 345]. Следовательно , семантическое исследование может обслуживать метафизические цели . « Когда мы совместно пользуемся некоторым языком …, – пишет Дэвидсон , – мы принимаем также картину мира , которая в своих общих чертах должна быть истинной . Отсюда следует , что , выявляя общие особенности нашего языка , мы выявляем общие особенности реальности . Поэтому один из способов разработки метафизики заключается в изучении общей структуры нашего языка . Конечно , это не единственный истинный метод метафизики , такого просто не существует . Однако это метод , которым пользовались такие философы , как Платон , Аристотель , Юм , Кант , Рассел , Фреге , Витгеншгтейн , Карнап , Куайн и Стросон , далекие друг от друга по времени и по своим взглядам » [7, с . 343]. Вторая , нехолистская , программа неоаналитической философии языка характеризуется стремлением возродить понятие значения , вывести его из - под критического удара Куайна и преодолеть его ограничение рамками теории истины у Дэвидсона . Попытки возрождения понятия значения были связаны с повышением интереса аналитиков к идеям Фреге и Витгенштейна , что стало одним из характерных явлений в развитии аналитической философии 70-90 гг . XX в ., вызванных к жизни не столько историко - философскими мотивами , сколько стремлением к самоопределению аналитического философствования в новых условиях . « Речь в данном случае идет не о буквальном воспроизведении учений Фреге и Витгенштейна , – замечает А . Ф . Грязнов , – а о том , что дискуссии специалистов по современным вопросам философии языка ведутся в основном в пределах того проблемного поля , которое было очерчено этими учениями » [8, с . 57]. Таким образом , дискуссия о Фреге и Витгенштейне в аналитической философии отмечает определенный диалектический момент : если на повестку дня ставится философская проблема значения , то актуализируется творчество именно тех мыслителей , для которых данная проблема представляла повышенный интерес . В Великобритании возрождение интереса к идеям Фреге началось с работ Майкла Даммита , который даже выдвинул предположение о том , что аналитическая философия – это постфрегеанская философия , поскольку главным достижением Фреге он считает изменение самой перспективы философских исследований , замену эпистемологии как начального пункта исследования логикой , теснейшим образом связанной с философией языка . Программа Даммита нацелена на создание систематической теории значения , которая рассматривается в качестве единственного основания для разрешения метафизических споров . Причем это уже не « внутренние » аналитические споры , зачастую

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=