Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 51 Неоаналитическая философия языка представлена двумя основными программами : холистской , отвергающей возможность разделения вклада значений и вклада нелингвистического мира в подтверждение лингвистических выражений , и нехолистской , стремящейся обособить проблему значения . Обе программы имеют определенные метафизические следствия , хотя перспективы метафизики в обеих программах отличаются друг от друга . Для первой программы характерна слабая версия метафизики , согласно которой изучение структуры языка является лишь одним из методов построения метафизики . В рамках второй программы возможна сильная версия – все метафизические споры имеют лингвистическую природу . Наиболее ярким представителем холистской программы неоаналитической философии является Дональд Дэвидсон , в качестве условия адекватности семантической теории принимающий принцип композициональности Фреге : удовлетворительная семантическая теория должна отвечать на вопрос о том , каким образом значения предложений зависят от значений составляющих их слов . Предполагается , что пока для некоторого языка не найден ответ на данный вопрос , нельзя объяснить и саму возможность обучения этому языку , поскольку владение языком связано с приобретением способности понимания и построения бесконечного множества предложений в результате освоения конечного словаря и конечного набора правил , иначе сам факт овладения языком становится необъяснимым . Одно из следствий тезиса о том , что части предложения не обладают никакими иными значениями , кроме онтологически нейтральных , позволяющих им оказывать систематическое воздействие на значения тех предложений , в которых они встречаются , – холистский подход к значению . Если Фреге полагал , что слово имеет значение только в контексте предложения , то для Дэвидсона предложение , а значит , и слово , обладают значениями только в контексте всего языка . Поскольку же идея значения связывается с информацией относительно того , что данное предложение является истинным , постольку создание семантической теории естественного языка рассматривается как построение теории истины для выражений этого языка , которая в принципиальных чертах соответствует теории истины Тарского для формализованных языков . Основная идея Дэвидсона заключается в том , что язык является инструментом коммуникации благодаря своим семантическим сторонам , благодаря возможности для его предложений быть истинными или ложными . Исследованием того , истинны ли те или иные конкретные предложения , занимаются различные науки , однако изучение условий истинности принадлежит семантике . Если мы хотим выявить наиболее общие особенности мира , то мы должны обратить внимание на то , что делает некоторое предложение языка

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=