Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 49 отголосок религиозных верований общества , каким оно было до модерна , – рационализированную личину глубоко иррациональных позиций . Метафизика была философией , помогавшей реакционным силам общества стоять на пути прогресса и тормозить становление эмансипированного , рационального и светского ( не церковного ) человека » [5, с . 47]. Борьба Витгенштейна с метафизикой носила совершенно иной характер . Мышление , которое философ называет метафизическим , – это не то мышление , которое связано с языковой практикой религиозной культуры , формирующей устойчивое повседневное словоупотребление , а мышление , укорененное в самой науке . « Философы , – утверждает Витгенштейн , – постоянно видят перед собой методы науки и испытывают непреодолимое искушение отвечать на вопросы так , как это делает наука . Эта тенденция является подлинным источником метафизики и заводит философа в полную тьму » [6, с . 62]. Поэтому и целью философии становится не поиск теоретических ответов на некоторые вопросы , а терапия самих вопросов , поскольку « болезнь » видится не в том , что на философские вопросы даются бессмысленные ответы , а в принуждении отвечать на них так , как это делает наука . В терапевтической же перспективе мы можем рассматривать наши понятия разными способами , в том числе и такими , когда вопросы вообще не возникают , а потому мы и не нуждаемся в ответах на них . Терапевтическая версия лингвистической доктрины аналитической философии , выдвинутая поздним Витгенштейном , получила дальнейшее развитие в работах представителей кембриджской школой лингвистической философии . Аналитики же оксфордской школы сформулировали концептуально - аналитическую и коммуникативную версии философии « обычного » языка , в которых терапевтическая перспектива постепенно переходила в теоретическую . Вместе с тем , уже в 50- е гг . XX в . наблюдается закат обеих программ классической аналитической философии и формирование парадигмы неоаналитической философии . Ключевая особенность этой парадигмы связана с отказом от антиметафизической доктрины классической аналитической философии и от ограничения философской деятельности исключительно анализом языка . Вместе с тем данный процесс не означал завершения аналитической философии как таковой . Более того , неоаналитический характер новой парадигмы был связан с тем , что в ее рамках в обновленной форме возрождаются практически все версии классической аналитической философии : проекты Рассела , Фреге , Витгенштейна , Карнапа , Райла и Остина обретают в неоаналитической философии новую жизнь .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=