Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 46 Если Рассел был основоположником « слабой » версии лингвистической доктрины , поскольку отказывался отождествлять философию с анализом языка , то « сильная » версия лингвистической доктрины в аналитической философии создана Людвигом Витгенштейном . Эта версия стала ответом на проблемную ситуацию , порожденную расселовской концепцией знания - знакомства . В 1913 г . Рассел начинает разрабатывать теорию суждения , предполагающую знакомство субъекта с чистой логической формой высказывания , в которой имена замещаются переменными . « Во взглядах этого периода , – отмечал А . Ф . Грязнов , – эмпиризм причудливо сочетался с платонистским « реализмом », ибо он считал , что с помощью « знания - знакомства » мы непосредственно постигаем универсалии » [2, с . 44]. Данная теория подверглась сильной критике со стороны Витгенштейна , так что Рассел даже отказался от публикации ее подробного изложения . Для Витгенштейна же эта критика стала первым шагом к его собственной картинной концепции языка , которая примиряла учение о логической форме с учением о знании - знакомстве , так как фактически представляла собой лингвистический аналог расселовского принципа знания - знакомства , расширенного до объяснения всего языка . Поскольку же большинство тезисов картинной теории применялись не только к идеальному , но и к естественному языку , постольку данная теория распространялась и на мысли , а не только на язык . Следовательно , идеальный язык представляет собой не просто удобное приспособление для проведения дедуктивных рассуждений , а кодификацию всей нашей концептуальной схемы . В результате , Витгенштейн пришел к выводу о том , что философия представляет собой исключительно критику языка . Получалось , что философия не может осуществлять анализ предложений , эксплицитно устанавливая то , что предложение имеет общего с реальностью , которую оно представляет . Подобные предполагаемые предложения просто не будут определенным образом представлять , какой должна быть реальность , так как они не удовлетворяют условиям осмысленности языка . Любые попытки фиксации результатов философского анализа или « логического прояснения мыслей » будут лишены смысла . Философия не может состоять из философских предложений или истин , поскольку их вообще не может быть . Философия лишь ограничивает спорную территорию науки . « Она призвана , – утверждал Витгенштейн , – определить границы мыслимого и тем самым немыслимого . Немыслимое она должна ограничить внутри через мыслимое »[3, с . 25]. Этот вывод допускал интерпретацию как в духе этически ориентированного « лингвистического пуризма », так и в духе « научного видения мира ». Если Витгенштейн склонялся к первой интерпретации , то логические позитивисты Венского кружка – ко второй . Трансформировав картинную концепцию языка Витгенштейна в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=