Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 45 фундаментальных стратегий , определяющих специфику аналитической философии , является лингвистическая доктрина , согласно которой понимание природы философского знания существенным образом связано с исследованием языка . Исследование эволюции лингвофилософской доктрины аналитической философской традиции показывает , что осмысление идеи языка носило сложный , зачастую противоречивый характер , позволяющий говорить о выдвижении и смене различных парадигм , программ , версий и концепций , в границах и перспективах которых тема языка приобретала свое конкретное раскрытие . Для классической парадигмы аналитической философии наиболее характерным было представление о том , что философия является деятельностью по анализу языка . Классическая парадигма включала в себя две программы : программу идеального языка и программу повседневного языка , которым соответствовали методы логического и лингвистического анализа . Центральное положение программы идеального языка было выдвинуто немецким математиком и логиком Готлобом Фреге как противопоставление поверхностной и глубинной грамматики языка . Поскольку поверхностная грамматика способствует появлению философских заблуждений , постольку он сделал вывод о необходимости замены естественного языка идеальным языком , то есть символизмом , приспособленным для дедуктивных рассуждений . « Логическая правильность , – отмечал Фреге , – никогда не должна приноситься в жертву краткости выражения . Поэтому чрезвычайно важно изобрести математический язык , который сочетает наиболее строгую аккуратность с наиболее возможной краткостью . Для этой цели больше всего будет подходить символический язык , с помощью которого мы сможем прямо выражать мысли написанными или напечатанными символами без вмешательства разговорного языка » [1, с . 116]. В подобной формулировке тезис об идеальном языке имеет узко логическое значение без какого - либо громкого философского резонанса . Однако благодаря Бертрану Расселу фрегевская идеи логической грамматики превратилась в идею философской грамматики , которая , с одной стороны , имеет дело с формой предложения , а , с другой , открывает элементы , образующие реальность , если предложение оказывается истинным . Отыскивая предельные элементы реальности , философия , по Расселу , не отличается от науки , она не должна считаться « служанкой грамматики », поскольку интерес к языку является преимущественно профилактическим : логически совершенный язык помогает нам предотвращать сомнительные онтологические выводы , а таковыми аналитик считал любые метафизические положения , выходящие за пределы непосредственного знания - знакомства .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=