Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 41 неуместностей . Это удивление избавляет нас от меланхолии и сожаления . Короче , философия делает смерть бесполезной » [10, с . 434]. Это своеобразное философское преодоление смерти , в котором происходит разрыв аксиоматической связи смерти и философии . Не смерть , но чистое бытие становится главным активатором философского удивления . Эту мысль представляется резюмировать так : если бы не было смерти , философия все равно была бы . Бытие есть первый и последний « предмет » философии ; для нее не нужны никакие необычные явления и события , свершающиеся в бытии . Само бытие как предельная возможность бытия чего - угодно является главным вдохновителем философии . Насколько смерть соучаствует в завязке философской драмы , еще предстоит решить . Возможно , что чрезмерный акцент именно на смерть и умирание в известной сентенции Платона привел к тому , что философское дело стало отождествляться с аскетическим умиранием . Но понимание философии исключительно как « умирания » столь же далеко от сущности философии , как и понимание ее в качестве « любви к мудрости ». Сама философия есть бытие человека ввиду смерти , откуда не следует , что философия есть подготовка к смерти . Слова Платона о том , что философы занимаются смертью , содержит в себе серьезную философскую интенцию , которую поддерживает П . Адо , а в его лице все те , кто стремятся к наиболее чистому и возвышенному образу философии . Но именно эти слова дают возможность трактовки философии в религиозно - аскетическом духе , что и произошло в европейской культуре . Философия смещается в религию , теряя собственно философское основание . Произошедшая христианская рецепция платоновской идеи умирания , превратила философию в род теологии . Аскетическая линия платоновской философии имела изначально онтологический постулат о бытийном зле , но трансформировалась со временем в « духовную практику », отрицающую всякую рефлексию . Сохранить размышления над смертью на уровне бытийной рефлексии , ни впав при этом в какой - либо практицизм , сложно . Аскетическая установка на умерщвление плоти понятна , она вытекает из общих этических оценок бытия как зла . Именно эта позиция оказывается наиболее близкой христианскому аскетизму , который черпает все свои главные дуалистические представления из платонической традиции . Но у Платона также есть и апофатическое понимание блага , которое , являясь основанием для понимаемости идей , находится за гранью бытия . Неопределимость блага ввиду его абсолютной значимости есть серьезный апофатический шаг философии , продолжающийся вплоть до Витгенштейна с его призывом к молчанию .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=