Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 40 широкая практика , и танатология как более частный фрагмент антропологии возникают в ситуации метафизического ослабления философии как философии . Как говорит Т . Адорно : « сведение философии к одной из конкретных наук есть самое яркое изображение исторической судьбы философии » [8, с . 11]. Исходя из этого , можно сказать , что человек « попал » в антропологию , а смерть , соответственно , в танатологию . Эпитет « философская » не спасает ситуацию , он еще более ее запутывает , поскольку бытийная судьба человека , включающая его смерть , есть всецело ведение философии . Здесь , однако , возникает один нюанс по поводу связанности философии и смерти . Эта связь все же не так однозначна , особенно если иметь в виду начало философии . По - другому , можно спросить , в каком смысле именно смерть является началом философии ? Почему не бытие ? Или бытие предстает как бытие лишь в предстоянии смерти ? Возможно , мы углубим свои представления о философии , смерти и человеке , если попытаемся , по крайней мере , смерть не считать началом философии , или более конкретно , началом философского удивления . Та парадигма философии (« в перспективе смерти »), о которой говорит П . Адо , это , пожалуй , наиболее сильная ветвь философии . Шопенгауэр , говоря об удивлении как истоке философии , связывает его со смертью . Он считает , что « наиболее сильный толчок к философскому размышлению и метафизическому пониманию мира дает знание о смерти и наряду с ним и видение страданий и горестей мира » [9, с . 236]. Удивление по Шопенгауэру тем серьезнее , что сознание , некогда впервые столкнувшись со смертью , получает метафизический шок . Если бы не было смерти , то не было бы и философии , так можно резюмировать мысль Шопенгауэра . Эта мысль является настолько распространенной в философии , что представляется аксиоматичной . Здесь , однако , имеет место некое онтологическое умаление бытия , поскольку бытие представляется в данном случае не самосущим , но проявленным лишь на фоне небытия , то есть смерти . Это не диалектическая связанность бытия и не - бытия , это импульс философствования , рожденный не бытием , но смертью . В . Янкелевич представляет несколько иное видение . Так , следуя за Шопенгауэром , он считает , что смерть даже наиболее легкомысленным людям помогает осознать « чудодейственность и глубочайшую странность жизни », и в этом смысле , « смерть заменяет метафизику тем , кто по природе далек от всякой умозрительности ». При этом Янкелевич говорит , что философия « заставляет почувствовать странность жизни , не дожидаясь смерти ». Философское удивление , таким образом , « есть не запоздалое удивление здравого смысла , а своевременное осознание без всяких анахронизмов и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=