Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 26 Образы сновидений относятся обычно к виртуалам консуетального типа : консуетал ( от латинского слова consuetus – нормальный , обычный ) – это виртуальные феномены , свидетельствующие , о том , что вторичное отражение осуществляется в привычном режиме . Состояние человека при нем остается естественным и нерефлексируемым . Вместе с тем консуетальные активации не обязательно сопровождаются спокойным настроем , иногда в такой период эмоции выражаются весьма бурно . Но показательность здесь состоит вовсе не в интенсивности переживаний , а в том , что действие виртуалов иного типа воспринимается субъектом как выход за рамки устоявшегося существования , а – консуетала как продолжение обыденных ситуаций . Свойства консуетала хорошо иллюстрирует сновиденческий ареал : он порождается психикой людей и каждый только сам может видеть свой сон и участвовать в происходящих в нем перипетиях . В то же время , нельзя уйти , прекратить его просмотр , пока он длится – самость засасывается , поглощается им , и никто не считает подобный ход событий неправильным , наоборот , все знают , что так и должно быть . Иные виртуалы возникают в напряженные моменты самореализации , если нужно полностью « выложиться », хотя иногда он подключается , чтобы поднять настроение , вернуть душевное равновесие . В зависимости от того , какие ощущения вызывают образы виртуала : тяжелые , мучительные или радостные , легкие – они называются некоторыми авторами ингратуальными ( от латинского ingratus – непривлекательный ) или гратуальными ( от латинского gratus – привлекательный ) [22, с . 55]. По поводу последнего вида можно привести пример : когда вокруг все кажется серым и унылым , неожиданно « бывает , что видишь неземную красоту обыкновенного цветка или заходящего солнца …» [10, с . 10], тогда в сердце возвращается радость жизни . Так мы выходим на прояснение каузальности виртуала – она заложена в дополнительном ( резервном ) отражательном потенциале , появляющемся у высших животных и человека в связи с перегруженностью их жизненного фона неординарными ситуациями , вызывающими особые эмоциональные или моральные пристрастия и потому требующими проработки в системе вторичного отражения . Еще одно свойство виртуальных образов проявляется том , что они , как правило , затрагивают не столько физическую реальность и ее объекты , сколько образы этих объектов , т . е . знаки и символы [11, с . 63-88], [18, с . 15-32], [25, с . 175-248], [35, с . 55-160]. Что - то происходит на внешнем или внутреннем уровне , причем часто совсем незначительное и служит как бы детонатором , вызывающем взрывную аффектацию живого организма , фрустрационного или экстатического характера . Например , Н . А . Носов пишет по этому поводу : « Это очень типичная ситуация : какой - то пустяк активно переживается , человек начинает его « раскручивать » внутри себя , порождая виртуальный мир , переходит сам туда – и все : уже света белого не видит » [23, с . 12-55]. Между тем , вполне уместно акцентировать

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=