Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 229 гражданских прав , ненасилие и « подкупает » своих многочисленных сторонников . Ненасилие как политический метод несовместимо с ненасилием принципиальным , их союз кажущийся или временный . Принципиальное , мировоззренческое ненасилие представляет собой особый случай индивидуально - перфекционалистской морали , понимаемой и существующей как мораль самосовершенствующегося индивида , противопоставленная морали общественной , в которой это внутреннее совершенство отнюдь не обязательно , а идеалы противоположны [1]. В то время как ненасилие прагматическое , понимаемое и реализуемое как метод социальной борьбы является фактом морали общественной – мотив индивидуальной чистоты , милосердия и сострадания как доброжелательности , здесь практически пропадает , уступая место идее справедливости , стойкости , правды , лучшей жизни . Феномен ненасилия зародился как принцип индивидуально - перфекционалистской морали , принцип религиозный , понимаемый , прежде всего , как вопрос , собственной чистоты . На протяжении тысячелетий он практически не имел возможности проявить себя как принцип общественного устройства . В то же время он обладал потенциалом быть использованным как маргинальный метод социально - политической борьбы . И в новейшее время этот потенциал реализовался в различных и многочисленных кампаниях ненасильственного сопротивления , гражданского неповиновения . Более того , в отдельных , пока еще , случаях ненасилие становится действительной категорией , составной частью морали общественной . Это стало возможно благодаря развитию гражданского общества , демократических ценностей , глобализации , информационной открытости мира – развитию и увеличению созидательных аксиологических ориентаций . Таким образом , успехи ненасильственных социально - политических кампаний не предполагают истинность принципов ненасилия , обоснованность претензий сторонников принципиального ненасилия по поводу ненасилия как средства и метода социально - политических изменений , построения новой социальной реальности , в которой сфера индивидуальной морали расширится до уровня морали общественной и станет определять все сферы человеческой жизни . Ненасилие , понимаемое в его правовом , « идейном », узком аспектах может и становится реалией социальной жизни , категорией общественного сознания . Необходимость отказа от насилия как способа решения проблем и конфликтов все больше осознается , реализуется на практике . Идеи ненасилия вместе с принципами компромисса , терпимости , равноправного диалога широко проникают в политику , социальную борьбу , становясь главенствующими методами . В этом смысле развитие принципов ненасилия вширь является одним из завоеваний гражданского общества , его « побочным следствием ». Но все это еще

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=