Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 228 центрах политической власти . Согласно ей возможность добиться требуемых изменений , смены власти объясняется тем , что методы ненасилия направлены на сами источники власти ( авторитет власти , человеческие ресурсы , профессиональные знания и должностные обязанности , идеология , материальные ресурсы , система принуждения ) [2, 25-26] контроль над которыми и позволяет правящему режиму осуществлять свое управление , они есть один из способов ее смены . Исследователь подчеркивает , что политическое неповиновение эффективно не из - за каких - либо моральных преимуществ или особой возможности через ненасилие , следование высшим моральным принципам организовывать социальную реальность , а потому , что оно осуществляется в той сфере , где у власти нет абсолютного преимущества , которое имеется , например , в армии , в силовых структурах . Заметим , что сам Шарп различает ненасилие как политическую тактику и ненасилие , проявляющееся как борьба с более широкими целями , и для обозначения первого использует термин « массовое политическое неповиновение » [2, с . 10-11]. Политическое неповиновение предполагает « намеренный вызов власти » [2, с . 10], отказ повиноваться ей . Термин обозначает действия , помогающие перехватить у власти контроль над государственными институтами , « постоянно нападая на ее источники силы и намеренно используя в этих целях стратегическое планирование » [2, с . 10-11]. Таким образом , мы имеем два схожих , похожих , но различных феномена – в одном случае некую « моральную практику » ( вспомним Канта и Фихте ), в другом лишь актуальный социально - политический метод . Путать их не следует . Успех или неудача одного из них не предполагает аналогичного результата для второго . Многие теоретики и практики ненасилия считают , что практика подтверждает их надежды на возможность построения ненасильственного общества . Так Толстой думал , что отдельные случаи непротивления и отказа от повиновения правительству , властям есть образец метода для перехода к новому правильно понятому христианскому обществу ; Ганди полагал , что сатьяграха выступает своеобразной школой для индийского народа , который выйдет из нее готовым к свободе и изменится внутренне , заплатив страданием за свои перемены ; Кинг также считал , что движение за права афромериканцев лишь начало в длительном процессе социально - политического и морального обновления общества Соединенных Штатов . Но авторы и практики здесь допускали распространенную и принципиальную ошибку – соединяли ненасилие как мировоззренческий принцип с ненасилием как средством социально - политической борьбы . Это неверный путь . Практика , история показывают , что массы придерживаются идеалов , принципов ненасилия лишь до тех пор , пока им это выгодно , пока этот способ борьбы эффективен . Именно своей возможностью и эффективностью в условиях , прежде всего , обществ хотя бы с зачатками

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=