Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 222 грядущих , это и стремление к высшей правде . Все это особым образом представлено в творчестве наших великих земляков . Этому в частности посвящена книга « Подвижники русского слова », в которой представлены многие имена черноземного края , которые принадлежат общему « культурному гнезду ». Автор пишет : « В крае , где одни родились , другим выпало жить и творить , третьим – побывать на короткий час , они увидели , создали пророческие образы и картины , которые не могут не волновать и поныне , словно « Чевенгур », всевременны » [1, с . 4]. А в другой книге « Родина и вселенная » дано такое духовно - философское обоснование « культурного гнезда »: « И пусть родиной не все завершается , но с нее все начинается . Родина – не последнее пристанище на земле , но , быть может , более глубокое прозрение в таинственную суть Бытия . И ничего , кроме благодарности за это , в сердце человеческом и быть не может . Родина и вселенная перетекают друг в друга , они постоянно встречаются , как любимые младшая и старшая сестры . Не страшно жить и уходить , зная , что они – сестры твоего века и они же – сестры Вечности » [2, с . 242]. Своеобразие подхода Виктора Будакова к отчему краю в том , что он не ограничивается малой родиной – точкой непосредственного рождения . Географически он шире , а значит и духовные его пространства необъятнее . Отчий край – не только Нижний Карабут , не только Воронеж … Отчий край – это также духовные святыни нашего Отечества – Киево - Печерская Лавра , Троице - Сергиева Лавра , Оптина пустынь , Соловки , Коренная пустынь , Александро - Невская Лавра . Это и святыни культурные , связанные с именам наших великих писателей , тоже своеобразных святых для русской души , для которой Слово – всегда мудрость и наставничество , ибо и человеческое слово , если оно ответственно , связано со Словом Божьим . Поэтому возникают названия – Михайловское , Остафьево , Тарханы , Васильевка , Спасское - Лутовиново , Овстуг , Красный Рог , Карабиха , Спас - Угол , Ясная Поляна , Мелихово , Шахматово , Константиново . И все это тоже ширь отчего края , который принимает вид духовно - культурной бесконечности . Поэзия Виктора Будакова насыщена историко - географическими названиями , малоупотребительной ( порой даже архаической ) лексикой , старорусскими выражениями . « Девон », « с добиблейского дня , с доковчега », « бродники », « пядь отчих обитаний », « дорога кочевий », « сечь », « рать », « рукотворные всхолмия », « жестокая длань « третьего Рима », « курганы древности », « пожарище », « скорбный гул былого », « державная страда », « пажить », « ловитва », « злой полон », « набег », « зарево отчего очага », « вольница », « выплеск славянской веры и воли »… Все это создает и своеобразие , и духовно - историческую основность . Родной край , Россия опоэтизированы через свои превоэлементы - имена . Воссоздается лирический облик Отечества . Обилие слов - топонимов здесь имеет свое

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=