Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 217 « постмодернистской культуры , которая ничего , кроме хаоса и безответственной игры в « остатки смыслов », произвести не может . Этический императив времени настоятельно требует поворота к фундаментальным смыслам и ценностям философии и культуры . Выполнение этого требования во многом может быть связано с деятельностью центров философской жизни России , которые могут быть названы « культурными гнездами ». Именно там сохранился , пульсирует живой интерес к отечественному философскому наследию , там происходит ее творческое развитие . Культурное сознание русского народа еще в древности выработало в ценностном и эмоциональном планах весьма активную и логически обусловленную метафору отеческого гнезда , которая часто использовалась в литературе . Очевидно , что совершенно не случайно входит она и в научный обиход . Исследователи Е . И . Дергачева – Скоп и В . Н . Алексеев указывают , что впервые термин « культурное гнездо » было предложено Н . К . Пиксановым в трудах 1913 – 1923 гг . Ученый говорил об областных духовных центрах , которые поэтапно формировались в русской культуре и снимали ее традиционную двуцентровость на Москве и Петербурге . Н . К . Пиксанов считал , что изучение этих центров поможет открыть определенные пласты культуры провинций и это изучение необходимо включать в планы краеведческой работы для последующего использования в описании целостного творческого процесса . Если Пиксанов имел в виду , прежде всего , литературную деятельность , то его последователь , историк - энциклопедист И . М . Гревс подчеркивал важность расширения понятия « культурное гнездо » и распространения его на другие сферы духовной культуры . По мнению Гревса , « внимательное и беспристрастное изучение переданного культурным гнездом наследия даст понять , что в нем живут начала , подготовившие новое , и в следах его хранятся блага , еще не использованные » [5]. Е . И . Дергачева – Скоп и В . Н . Алексеев понимают под культурным гнездом некий концепт , обладающий удивительными возможностями в рассмотрении местной локальной культуры в качестве генетической основы всех культурных традиций , не только не отменяющей единство русской культуры как целого , но и выводящей ее на качественно новый уровень . Культурное гнездо , таким образом , должно стать средством , с одной стороны , преодоления политики централизующего геноцида , а с другой стороны , выработки , актуализации и трансляции культурного наследия ; при этом , по мнению исследователей , в центр данного концепта следует поставить человека , создателя культурного гнезда , хранителя , питомца [5]. В настоящее время данный термин в его смысловой полноте , как воплощение « духа места », оказывается весьма актуальным и востребованным . Он является ключевым в рамках различных дисциплин , например , экономической и социальной географии России ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=