Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 199 нетрудно выследить и истребить силой разума , это не значит , что чуду больше негде угнездиться . Эпистемологическое убежище чуду предоставляет вненаучное знание . На его границах — в области этики , эстетики , вообще аксиологии — приволье всему чудесному . Правда , лишь в эмоциональном , субъективно - личностном смысле данного термина . Чудо — удел человеческой свободы , бросающей вызов тотальной детерминации космоса и частичной детерминации социума . Когда знания недостаточно или оно вовсе не нужно , тогда его дублирует чудо как синоним субъективного , ничем не обусловленного извне выбора . Так получаются чудеса родства , любви , дружбы , надежды и всех прочих недетерминированных , но онтологически укорененных в жизнебытии людей реалий этой самой жизни . Чудо , получается , не что иное , как непредсказуемый результат эволюции природы и , главное , последующей культуры . Короче говоря , чудо придумал сам человек для объяснения себе лично необъяснимого всем другим . Итак , философия должна вывести понятие чуда из области религии и богословия . Однако отрицать чудо в духе классического скептицизма сегодня уже не актуально . Надо рационализировать чудо в рамках неклассической теории познания . В таком случае всё чудесное в жизни личности и культуре социума можно объяснить с помощью понятий веры , надежды и любви . Тогда в природе чудесное будет равно предельно редкому или же в принципе возможному в будущем . Литература 1. Даль В . Толковый словарь живого великорусского языка . Т . IV. М ., 1956. 612 с . 2. Словарь русского языка в четырех томах . Изд . 2- е / Под ред . А . П . Евгеньевой . Т . IV. М ., 1984. 691 с . 3. Сошинский С . А . Чудо в системе миросоздания // Вопросы философии . 2001. № 9. С . 130-135. 4. Твердовская Н . В . Философская рефлексия чуда в контексте европейской рациональности . Автореф . дисс . … канд . филос . н . СПб ., 1996. 19 с . 5. Фасмер М . Этимологический словарь русского языка . В четырех томах . Т . IV. СПб ., 1996. 864 с . 6. Фрумкин К . Г . Теории чуда в эпоху науки // Эпистемология & философия науки . Т . V. 2003. № 3. С . 21-24. Shchavelev S. P. "MIRACLE" AS SPIRITUAL PRACTICE

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=