Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 196 чудесное впечатление может варьироваться от привлекательного « чудно - дивного » через сомнительное , странноватое « чудн о е » до пугающего « чудища - страшилища »… « Чудесить » по - русски может значить и « мудрить », « хитрить » — и « дурить », « сумасбродствовать ». Между прочим , славянское cudo в языковом родстве с греческим « чудос », т . е . « слава , честь ». А то , в свою очередь , уходит к индоевропейскому a-kutis — умысел , а также учитель , мудрец . Отсюда общеславянские производные слова — чуть , чуять , кудесник [5, с . 377–378.]. Главная же лингвистически и потому философски наиболее поучительная лексема тут — чужой . Так язык со всей очевидностью выдает нам сущностные коннотации чуда — его редкость , маловероятность , доступность немногим избранным , во всяком случае не нам с вами … « Чудью » в древнерусской летописи звались не славянские , а балтские или финские племена ( для славян необычные на внешний вид (« чудь белоглазая »), непонятные по языку ). Сохраняя общепсихологическую подоплеку сказочного « дива дивного », чудеса качественно меняются в призмах разных форм общественного сознания . Без чудес : мифо - магическое « всесилие » архаичного сознания . « По религиозным и мифологическим представлениям , сверхъестественное явление , вызванное вмешательством божественной , потусторонней силы » — так определяет чудо общий словарь русского языка . Историку , антропологу , просто путешественнику к отсталым народам Земли их жизнь представляется переполненной чудесами . Они ведь могут говорить с духами , заклинать промысловых животных , еще что - то вещать в пророческом трансе . Всё это выглядит волшебным только на посторонний , рестроспективный взгляд . Изнутри архаичной мифологии чудесам не остается места . Для мифа ведь нет пределов возможному . Возможно всё , что способен помыслить шаман , маг , сказитель преданий . « Полеты » шамана в иные миры конечно впечатляют зрителей и особенно слушателей , но вера в их реальность , даже ожидаемость их результата как - то нейтрализует волшебность столь запредельность акций . Единственным чудом для носителей мифо - магического сознания остается возможность встречи с представителями , проявлениями другой цивилизации . Когда африканцы или индейцы впервые увидели белых людей , а затем их ужасные создания вроде огнестрельного оружия , затем самоходных повозок и даже самолетов . Хотя и для такого рода диковин в ряде случаев у аборигенов имелись некие легендарные предвидения . Итак , первобытное и архаичное , пережиточное сознание « приручает чудеса », переводит их в смысловую противоположность — чего - то доступного в повседневности . Недаром историки науки называют магию ее непутевой праматерью … Рождение чудес : религия и богословие . Чудеса рождаются вместе с более или менее развитыми религиями . Отделив сакральный мир от повседневного , переместив своих

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=