Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 195 УДК 234.2 Щавелев С . П . ( Курск , ГБОУ ВПО « КГМУ »). Тел .: 8-910-730-97-56, e-mail: sergei-shhavelev@yandex.ru «ЧУДО» КАК ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА 1 В работе пересматриваются распространенные в современной гуманитарной литературе представления о чуде как онтологическом феномене . Подвергнуты критике религиозно - богословские толкования этого междисциплинарного концепта . Приводится авторская классификация взглядов на чудесные феномены . Уточняется место категории « чудо » в современной эпистемологии . Ключевые слова : чудо , его типы и виды , богословские и рационалистические трактовки . Понятие чуда пора освободить от монополии догматического богословия и поделиться этой категорией с философской теорией познания , конечно , неклассической . Современной эпистемологии предстоит заново аргументировать известный тезис житейского здравомыслия насчет того , что « чудес на свете не бывает ». Точнее , не бывает в природе , где чудо выглядит синонимом чего - то статистически крайне маловероятного . Но не невозможного в смысле нарушения законов природы . Разумеется , известных нам ( науке ) на данный момент . В . И . Даль с этого и начинал русское определение чуда : « Всякое явление , кое мы не умеем объяснить по известным нам законам природы » [1]. А вот в бытии социума и в личной жизни индивида некие их моменты приходится называть чудесными . И там , и тут остается место для философской рефлексии чуда [ Несколько известных мне новых работ на эту тему сводятся к реконструкции мистико - религиозных интерпретаций чуда : 3, 4, 6]. Этимология понятия « чуда ». Дословно чудо в лексическом родстве с удивлением . Чудесным выглядит нечто неожиданное , небывалое в прежнем опыте , казавшееся невозможным , исходя из него же и потому загадочное . Причём , даже после своего совершения чудо не становится « роднее », понятнее . Слышится в этом слове оттенок тайны . Наречие « чудом » означает « непонятно как , загадочно , необъяснимо ». Наконец , этим же словом именуют и что - то в общем понятное , но редкое — по своему совершенству , небывало высокой степени развития . Так рассматриваемая лексема завершает смысловой круг , приходя к той же коннотации — увлекательного , поразительного , сказочного . При чем 1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ , проект № 14-33-01018 « Духовная практика как философская проблема : онтологические , эпистемологические , аксиологические аспекты ».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=