Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 191 сформированности профессионального сознания , группы профессиональных ценностей определены не четко , нередко случайны , слабо структурированы , их иерархия изменчива , слабо обоснована , связи личностных и профессиональных ценностей неустойчивы , легко варьируются , не осмыслены студентами . Для высшего , конвергентного , уровня профессионального сознания учителя характерны такие признаки , как наличие в сознании образа ученика , воспитанника как субъекта собственной познавательной деятельности , профессионального и жизненного самоопределения ; доминирование установок на личностно - ориентированное взаимодействие с учениками , их родителями , с коллегами ; оптимистическое восприятие профессии учителя , уверенность в высоком гражданском , социальном предназначении педагога , ориентация на собственный профессиональный рост , позитивность самовосприятия . Сближение и переплетение личностных и профессиональных ценностных ориентации приводят к тому , что конфликтность , противоречивость присутствуют на высшем уровне профессионального сознания лишь как момент его развития , не вызывающий коренной перестройки , ломки иерархии профессиональных ценностей . Так , доминирование в качестве базисной ценностной ориентации самоценности ученика , воспитанника направляет активность педагога на поиск новых коммуникативных образовательных гуманистически ориентированных здоровьесберегающих технологий , помогающих полнее , на новом качественном уровне реализовать потенциальные возможности ребенка . Овладев этими технологиями , осознав их возможности , учитель включает их как субъективные инструментальные ценности в структуру профессионального сознания , и они выступают фактором , с одной стороны , стабилизирующим гуманистическую ценностную иерархию , а с другой стороны - фактором , стимулирующим " подтягивание ", дальнейшее развитие других инструментальных ценностей : знаний , личностных качеств , отношений . В рассмотрении теории и практики развития гуманистических ценностей будущих учителей , в определении условий и факторов , влияющих на эффективность этого процесса , особую значимость имеют идеи Д . А . Леонтьева о динамике смысловых образований . Исследуя через призму подхода , предложенного Д . А . Леонтьевым , процессы становления личностных смыслов в профессиональной деятельности , мы считаем возможным выделить следующие этапы в процессе становления профессиональных ценностей учителя : этап неосознанного латентного поиска , связанный с эмоциональным восприятием , с субъективным переживанием , с предварительной смысловой ориентировкой в профессии ; этап аналитико - оценочный , связанный с процедурой сравнительного оценивания , с отбором личностно привлекательных профессиональных ценностей ;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=