Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 189 деятельности , направленных на развитие личности ученика , реализацию его потенциала , становление ученической группы , педагогического коллектива . К ценностям инструментального типа , ценностям - средствам , относятся признание обществом результатов труда учителя ; соответствие его интересов , способностей характеру профессиональной деятельности ; профессиональный рост и др . Эти ценности связаны с теоретической подготовкой учителя , формированием технологической культуры . В ценностях инструментального типа В . А . Сластенин выделил три взаимосвязанные подсистемы : 1) собственно педагогические действия , направленные на решение профессионально - образовательных и личностно - развивающих задач ( технологии обучения и воспитания ); 2) коммуникативные действия , позволяющие реализовать личностные и профессионально - ориентированные задачи ( технология общения ); 3) действия , отражающие субъектную сущность педагога интегративного характера , объединяющие все три подсистемы в единую аксиологическую функцию . Ценности - средства условно подразделяются на ценности - отношения , ценности - качества , ценности - знания . Весьма высок ранг ценностей - качеств , так как именно в них проявляются личностно - профессиональные характеристики учителя ( данная группа качеств является производной от уровня развития целого ряда способностей : прогностических , креативных , эмпатийных , коммуникативных , рефлексивных и др .). В подсистему ценностей - знаний входит упорядоченная и организованная система знаний и умений , позволяющая ориентироваться в педагогической информации , решать профессионально - педагогические задачи на уровне современных теорий и технологий , что создает необходимые условия для профессионального творчества . Базисными ценностями - знаниями являются теории , концепции , раскрывающие сущность педагогической деятельности , ее структуру , цели , содержание , характер , научные основы организации труда учителя ; теории , рассматривающие особенности воспитания , обучения , развития ребенка на разных возрастных этапах , комплекс теоретических представлений будущих учителей о себе , о необходимых качествах , технологиях их развития и др . Все группы педагогических ценностей , являясь компонентами аксиологической модели , взаимосвязаны , взаимообусловлены и функционируют как единое целое . В своей работе мы опирались на теоретические позиции В . А . Сластенина , Е . Н . Шиянова , выделивших три уровня развития профессионального сознания учителя на основе анализа его ценностей : - конвергентный , характеризующий непосредственную взаимосвязь личностного и педагогического смыслов ; - конфликтный - личностные и профессиональные ценности противоречивы ;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=