Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 188 которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагогов . Терминальные и инструментальные педагогические ценности ( как групповые , так и личностные ) нормативны в том плане , что выполняют функцию образцов , с которыми учителя соотносят свою деятельность . Вместе с тем ценности не носят характера однозначных предписаний , а выступают в качестве основных ориентиров деятельности и поведения . Среди педагогических ценностей выделяют : - социально - педагогические , отражающие характер и содержание ценностей , функционирующих в различных социальных системах ( т . е . совокупность факторов , регламентирующих деятельность общества в образовании ); - групповые , регулирующие , направляющие педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов ; - личностно - педагогические , отражающие цели , мотивы , идеалы , установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя . Социально - педагогические и групповые профессиональные ценности служат основанием строительства личностной ценностной системы . Значительный интерес представляют выделенные В . А . Сластениным на основе характера потребностей личности группы ценностей педагогической деятельности : а ) ценности , связанные с утверждением своей роли в социальной и профессиональной среде , с определенным профессиональным статусом ( престиж профессии , признание ее значимости ближайшим окружением ); б ) ценности , связанные с удовлетворением потребности в общении ( общение с детьми и коллегами , референтными людьми , переживание детских привязанностей , обмен духовными ценностями ); в ) ценности , связанные с самосовершенствованием , развитием творческой индивидуальности ( возможности развития способностей , приобщения к мировой культуре , занятие любимым предметом и т . д .); г ) ценности , связанные с самовыражением , самореализацией ( творческий характер труда педагога , романтичность , увлекательность педагогической профессии , возможность помощи социально неблагополучным детям ); д ) ценности , связанные с утилитарно - прагматическими запросами ( гарантии от безработицы более стабильная оплата труда , длительный отпуск , ненормированный рабочий день , гибкий график занятости и т . д .). К ценностям - целям ( самодостаточные ценности ) ученый относит творческий и разнообразный характер труда учителя , общественную значимость , престиж его профессиональной деятельности , ответственность перед обществом , любовь к детям , самоутверждение в профессии . Эта группа ценностей выражается в целях педагогической

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=