Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 184 Гуманизация образования возможна только в ситуации гуманизации профессионального сознания учителя , принятия каждым педагогом гуманистических ценностей как субъективных смыслов избранной профессии , при направленной и устойчивой ориентации педагога на коррекцию и саморазвитие необходимых качеств как ценностей , в условиях доминирования гуманистической центрации личности . Становление педагогического профессионализма в современных условиях без присвоения гуманистических ценностей является невозможным . Понятие ценности возникло в XVIII веке и было связано с пересмотром традиционных оснований этики . Идеи аксиологии как учения о ценности разрабатывались в исследованиях представителей различных философских школ : неокантианцев ( Р . Г . Лотце , В . Виндельбанд , Г . Риккерт и др .), приверженцев феноменологии ( М . Шелер , Н . Гартман и др .). Философские работы В . П . Тугаринова , Л . П . Буевой , В . А . Василенко , Е . А . Ануфриева , А . М . Коршунова , О . Г . Дробницкого и др . посвящены выявлению отношений и взаимосвязей категории ценность с системой таких категорий , как общественные отношения , полезность , значимость ( теория ценностей в этих исследованиях соотносится с теорией личности ). Анализ современной научной литературы позволяет выделить три основных подхода к пониманию психологической природы индивидуальных ценностей . Первый из них располагает ценности в одном ряду с такими категориями , как мнение , представление , убеждение . В данном подходе ценностная регуляция отождествляется с внешними требованиями , более или менее рефлексируемыми индивидом , и противостоящими его внутренним эгоцентрическим побуждениям . Другая трактовка рассматривает индивидуальные ценности как разновидность или подобие социальных установок ( отношений ) или интересов . В таком понимании им приписывается направляющая или структурирующая функция , к которой сводится эффект ценностной регуляции . Этот подход , по мнению отечественных ученых , является более продуктивным по сравнению с первым . Однако проблема расхождения между декларируемыми и реальными ценностями составляет его существенный недостаток . Наибольшим объяснительным потенциалом , с точки зрения современных исследователей , обладает третий подход . В нем авторы указывают на смысловую природу ценностей . Согласно данному подходу , в индивидуальном сознании ценностные объекты и особое отношение к ним реализуются в виде личностных смыслов . Рассмотрение ценностей как смысловых компонентов в структуре сознания индивида , по мнению отечественных психологов , наиболее полно отражает сложность их содержания и функционирования . Именно смысл служит основанием для познания мира и именно смысл задает направление и активизирует деятельность человека . Будучи смысловыми образованиями , ценности « связывают » когнитивную , мотивационную и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=