Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 183 УДК 37.03 Федотенко И . Л . ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого ). Пазухина С . В . ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого ), Тел .: (4872) 35-17-22, е -mail: Fedotenko@tspu.tula.ru ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ В статье на основе комплексного изучения профессиональных ценностей , ценностных ориентаций и ценностных отношений учителя представлена целостная обобщенная многоуровневая модель их формирования в системе непрерывного педагогического образования , включающая в себя аксиологически ориентированные цели , содержание , технологии реализации психолого - педагогической подготовки студентов ; системообразующие факторы , психолого - педагогические условия , механизм и принципы ее реализации в системе непрерывного педагогического образования , интегративные критерии . Ключевые слова : гуманизм , ценности , ценностные ориентации , непрерывное образование , аксиология . Сущностные , коренные преобразования современного российского социума не могли не привести к изменению педагогической действительности , концептуально ориентированной на гуманизацию и демократизацию . Но гуманистические ценности транслируются , главным образом , через личность учителя , могут быть восприняты детьми только при гуманизации профессионального сознания , мышления и поведения педагога . Гуманистическое мировосприятие строится вокруг одного центра - человека , именно человек , личность , индивидуальность является своеобразной системообразующей основой гуманизма как этической , социологической , психологической и педагогической категории . Педагогический смысл понятия гуманизм состоит в признании учителем прав ребенка на уважение достоинства , защиту и заботу , на самостоятельность , независимость , собственную позицию , на развитие и др . Гуманизация образовательного процесса предполагает восстановление в сознании учительства ( как профессиональной группы ) и каждого педагога самоценности личности ребенка , преодоление объектно - функционального отношения к нему , обеспечение самоопределения , самоактуализации его личности , создание условий для реализации его потенциальных возможностей . Гуманизация выступает как необходимое условие преодоления технократического , утилитарного подхода в образовании .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=