Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 181 глубинной структуры , определяющей на протяжении длительного времени этническое и национальное своеобразие и характеризующейся большой стабильностью . Вне всякого сомнения , предложенная классификация типов мыслящих субъектов условна , поскольку один и тот же субъект продуцирует как универсальные , так и культурно - специфичные смыслы . Д . С . Лихачёв отмечал , что в сознании человека может сочетаться несколько концептосфер : « Одна концептосфера может сочетаться с другой – скажем , концептосфера русского языка в целом , но в ней концептосфера инженера - практика , а в ней концептосфера семьи , а в ней индивидуальная концептосфера » [4, с . 5]. По отношению к культуре концепты могут быть исконными и импортированными . Первые стали сразу достоянием сознания лингвокультурной группы , вторые – заимствованы из других культур . Судьба импортированных концептов может быть разной . Они могут быть полностью или частично усвоены культурой , их содержание может быть переосмыслено . Ср .: содержание концепта « Толерантность » в русской и западной лингвокультурах . Русская толерантность не безгранична в сравнении с западной . Ю . С . Степанов учит , что концепты могут быть как априорные ( имеющие один или небольшое число существенных , актуальных признаков , представленных в виде коллективного бессознательного , широкую сферу применения ; чаще всего постоянные , « рамочные », по Готфриду Лейбницу , чистые ), так и апостериорные , по Г . Лейбницу , эмпирические ( с плотным ядром ). Априорные концепты человек получает как данное . Они не зависят от его опыта . Апостериорные – всегда проведены индивидуумом через себя , продуманы и прочувствованы им . Рамочными концептами являются « Цивилизация », « Интеллигенция » и др ., эмпирическими – « Тоска », « Любовь », « Ревность » и др . В зависимости от характера семиотического процесса концепты могут быть определены как идеологически детерминированные и эволюционные . Репрезентации эволюционных концептов позволяют проследить развитие семиотического процесса , идеологически детерминированных – нет . Примером эволюционного концепта может быть « Любовь », поскольку каждая культурная эпоха включает в него свои смыслы , оставляя инвариантную часть . Русское понимание любви было ориентировано то на эротические , то на духовные , то на физиологические , то на игровые ( виртуальные ) доминанты . Концепты « Пятилетка », « Дедовщина » и др . являются идеологически детерминированным , так как существовали только в советскую эпоху . Многие идеологически детерминированные концепты являются импортированными , например «Splin». При определении концепта следует учитывать дискурсивное пространство , в котором он функционирует . В зависимости от вида дискурса содержание концепта может существенно меняться . Например , концепт « Воровство » в народной культуре может

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=