Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 179 понимать , что ценности могут быть не только положительными . Так , концепты « Пьянство », « Блуд », « Безделье » соотносятся с отрицательными ценностями и являются своеобразными антипринципами . В лингвокультурологическом понимании концепт – это исторически развивающаяся часть концептосферы . Внутренняя форма латинского слова conzept обращает нас к образу зерна . Из смыслового зерна концепта развивается сложная система знаний . Культурно - семиотический подход рассматривает концепт как глобальную , многомерную единицу ментального уровня , для которой характерны следующие признаки : • культурно - историческая обусловленность , то есть зависимость порождения тех или иных смыслов от идеологем какой - либо эпохи ; • широкий объём ( экстенсионал ); • структурированность более простыми в ментальном отношении смыслами : обыденными понятиями , представлениями , культурными установками , идеологемами , стереотипами , которые могут иметь разнообразные формы репрезентации ( выражения ); • неоднородность содержания , проявляющаяся в синтезе конкретного и абстрактного , рационального и эмоционального , объективного и субъективного ; • разнообразие типов знаковых репрезентаций , то есть способность к выражению средствами , неоднородными с точки зрения сложности , разных семиотических систем . Структурная модель концепта определяется характером входящего в него содержания . Можно выделить два основных типа содержания . Первый тип включает в себя конструкты знания , обладающие ценностью и истинностью для всего человечества . Слой концепта , содержащий знания этого типа , назовём универсальным . Универсальными могут быть обыденные понятия , культурные установки и стереотипы . Например , культурные установки человеку необходимо трудиться / каждый человек должен трудиться ; не откладывай дела , люди должны жить вместе , люди должны жить дружно , стереотипы труд приносит пользу обществу ; хороший специалист имеет многолетний опыт работы являются универсальными на данном синхронном срезе . Учёные насчитывают до 70 культурных универсалий . К основным относятся : речь vs. язык , искусство , мифология , наука , религия , семья , собственность , правительство , война . Второй тип включает в себя национально специфические знания , которые продуцируются лингвокультурной общностью , то есть группой , объединённой совокупностью признаков ( язык , история , культура , религия и пр .). Слой концепта , содержащий знания этого типа , назовём культурным . Культурный слой концепта содержательно неоднороден . Это обусловлено дифференциацией лингвокультурной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=