Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 176 В силу сложившегося положения русская религиозная философия разрабатывала свою методологию социального познания , стараясь не отступить от догматов веры и в то же время разработать научные , философские основы общественного устройства . Ее исходной позицией было « соединение теоретического и практического разума , достижение целостности в познании . Это есть познание совокупностью духовных сил , а не одним разумом . « Русская религиозная философия , - отмечал Н . А . Бердяев , - особенно настаивает на том , что философское познание есть познанием целостным духом , в котором разум соединяется с волей и чувством , и в котором нет рационалистической расчлененности » [8, с . 103]. Булгакова не устраивает социоценристский принцип , ибо он неминуемо приводит к абстрактным схемам , лишенным живых черт общества , бездушным парадигмам социальных наук . Их бог - мертвый бог абстрактных социологий . Человеку нужен « Бог живых религий », где его глаза ( Бога ) и глаза человека есть одно . Односторонний подход даст только полумеры , раздельно существующие практика и теория будут только увеличивать дихотомию общества . ( Что сейчас , по большому счету , и происходит ). Цельность общества исходит из цельности человека и цельности той культурной среды , в которой он живет . Это возможно только через культурную работу на повышение культуры общества . Человек в своей жизнедеятельности исходит из главного принципа своего мировоззрения - его единства с миром и с человеком . Как существо социальное он стремится , прежде всего , думать и делать все для сохранения этого единства как условия его существования . По этому принципу Бердяев в свое время предсказывал падение Советской власти , когда победит тип « шкурника » - человека , который не будет больше думать о России , а только о себе . Так оно и получилось . Культура познания непонятного мира как сложное чувство и умение человека через соединение объекта и познающего субъекта дает уверенность , устойчивость , практичность движения вперед . Определяет мировоззренческую целостность и единство общества . Решает проблемы соотношения человека и общества в пользу человека и , следовательно , в пользу общества . В этой связи хотелось бы отметить , что основной принцип построения культурного общежития ( общества , учитывающее национальное своеобразие и конкретную специфику входящих в него народов ): нужно уважать и признавать приоритет культуры местного коренного народа , а потом за ним ставить свои национальные правила и обычаи . В этом первое правило культурного человека . Отрицание его всегда будет вести к противоречиям и проблемам . Литература

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=