Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 174 обществе . Идеалистическая философия немцев , в частности панлогизм Гегеля « привел к появлению материализма как Немезиды гегельянства , божьей кары за грех идолосотворения и идолопоклонства . Философия ясно обнаружила роковое свое бессилие познать бытие , соединить с бытием познающего субъекта » [1, с . 18]. И больше ничего не могла родить как « диалектика Гегеля - азбука революции ». Исходная точка развития философской мысли Н . Бердяева определена . Дух человеческий в плену , в плену необходимости . Наука не способна дать Истину , она ищет мертвые , застывшие истины . « Наука есть реакция самосохранения человека , потерянного в темном лесу мертвой жизни » [1, с . 266]. Она оперирует дискурсивным мышлением , но дискурсивное мышление сеть царство середины , никогда не начало и не конец . Концы и начало скрыты в интуиции . Наука по своей сути « не есть творчество , а послушание необходимости , ее стихия послушание , ее стихия не свобода , а необходимость . Философия любит мудрость . Философия первороднее , исконнее науки . Она ближе к Софии » [1, с . 264]. Для спасения мира нет иного средства как обратиться к творческому акту . Творческий акт есть победа . « Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление . В нем есть переживание силы ... Ужас , боль , расслабленность , гибель должны быть побеждены творчеством » [1, с . 255]. В мире существует добро и зло , но еще больше возмущает Бердяева рост постыдного равнодушия к добру и злу и отказ от мужественного противления злу . ( Здесь внутренняя современная пружина пафоса Бердяева ). Он видит « великую ложь и страшную ошибку религиозного и нравственного суждения - оставлять человека в низинах этого " мира ". Поднять его может только творческий акт , « жертвенный и страдальческий , он всегда есть освобождение от всякой подавленности » [1, с . 256] . Избежать противопоставления веры и знания философия может только восстановив свое жизненное религиозное питание . Философия ни в коем случае не должна стать прислужницей теологии , «Phillosophia est ancilla theologiae» ( крылатое высказывание Цезаря Барония . " философия служанка богословия ") устарело . Это средневековое мнение . « Филосо - фия должна быть органической функцией религиозной жизни , а не прислужницей теологии , - это разница огромная . Философия не может и не должна быть богословской апологетикой , она открывает истину , но открыть ее в силах лишь тогда , когда посвящена в тайны религиозной жизни , когда приобщена к пути истины » [1, с . 26]. В этом и причины возвращения философии к религии , ибо индивидуальный разум , индивидуальное усилие не способны открыть универсальной истины . Единство веры и знания в процессе познания становится национальной традицией русской философии . Религиозная философия видит , что противоположность знания и веры есть лишь аберрация слабого зрения .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=