Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 173 объективный мир и субъективное сознание и « нам все время приходится определять одно неизвестное посредством другого ». Любое познание происходит через человека , который путем рассуждений пытается установить , « что в действительности мы знаем только свои собственные ощущения , представления и понятия - и мир объективного познаем , проектируя вне себя причины своих ощущений , которые мы у них предполагаем » [3, с . 14]. Русская философия не может повторить те ошибки , которые присущи другим школам . Она , несомненно , должна отойти от материализма из - за его грубости и примитивизма . Конечно , более подходит в качестве методологической основы русской философии идеализм . Но в своей рафинированной форме , немецком идеализме , он показал свою несостоятельность . В " Самопознании " Бердяев отмечал : « Я прошел через идеализм , но не остановился на нем и скоро начал его преодолевать » [4, с . 87]. Он хочет , чтобы философия была « не о чем - то , а чем - то , обнаружением первоначальности самого субъекта » [4, с . 88]. Вместо европейской философии , построенной на рационализме и не способной получить истину , русская философская культура в философии Вл . Соловьева и близких ему философов , преодолевает этот недостаток . В статье в " Вехах " Бердяев формулирует задачу в области философии . « Нам нужна не кружковая отсебятина , а серьезная философская культу - ра , универсальная и вместе с тем национальная » [5, с . 27]. Но интеллигенция в России ( во все времена , начиная с петровских преобразований ), занимала и , к сожалению , занимает прозападную ( компрадорскую ) позицию . В наше время многие проблемы общества связаны с « отношением интеллигенции к философии ». Традиционное отношение русской интеллигенции к философии сложнее , чем может показаться на первый взгляд . В сознании интеллигенции преобладали консерватизм и косность в сочетании с поиском ( бездумной погоней и страстью к подражанию , А . С .) новинок в европейских течениях . Но , ни в той , ни в другой стороне не было достаточно глубокого усвоения содержания философии . « Бросается в глаза , - пишет Бердяев , - что отношение к философии было так же малокультурно , как и к другим духовным ценностям : самостоятельное значение философии отрицалось , философия подчинялась утилитарным общественным целям » [5, с . 11]. Мировоззрение интеллигенции в основном было построено на материализме , « самой элементарной и низкой форме философии ». « Интеллегенция не могла бескорыстно отнестись к философии , потому что корыстно относилась к самой истине » [5, с . 17]. Подлинная философия оставалась закрытой и непонятной . Более того , о существовании русской философии почти не подозревали . « Первостепенного русского философа у нас меньше знают , чем третьестепенного немца » [1, с . 96]. ( И сегодня тоже ). Бердяев убежден в том , что и философия в какой - то степени повинна в ее невостребованности в русском

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=