Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 172 давление ее на общество , которое стало тоталитарным , однобоким , и породило одномерного человека . Можно продолжить примеры , но дело не в количестве фактов , а в качестве их содержания , которое зависит от способа , типа мышления , присущего эпохе , от способа философствования , от преобладающей в это время философии , ибо философия , выступая общей методологией познания , дает универсальную картину мира . Оттого , какую философию изберет , примет , положат в основу культуры , зависит сама культура и общество , построенное на ее основе . Диалектическая философия не позволяет культуре превращаться в абсолют , обновляет ее , обогащает вливанием новых культур . Метафизическая - ведет к стагнации и умиранию , самолюбованию и пренебрежению к другим культурам . Философия - главное светило в культуре ( В . Межуев ), ибо она светит не только изнутри , но и снаружи , задает априоризм культурной онтологии , составляет остов культуры , ее категориальную архитектонику : Мир , Человек , Общество , Добро , Зло , Благо , Бог - категории философии и культуры . Их содержание - предмет философского и культурологического анализа , культура использует и развивает результаты этого анализа , создавая , в спою очередь , питательный материал для философских обобщений . Известно , что познание есть процесс получения знаний или производство какой - либо информации . Со времен формирования традиционных наук познание сводилось к детерминистически построенному знанию и сам процесс познания - образования строился на получении знания , его запоминании , и с той или иной степенью масштаба и быстроты его воспроизводстве . Данные способности на протяжении веков обслуживали науку и производство и считались вполне достаточными для определения места человека в обществе . Однако в современном обществе мы столкнулись с тем , что принцип детерминизма , лежащий в основе миропонимания , не дает нам достаточного правильного знания о мире , тем более он не приводит к новому знанию . Один из примеров трудностей т . н . научных методов познания является провал международной программы по выходу из экологического кризиса « Повестка дня на XXI век » ( Рио - де - Жанейро 1992), разработанной 178 умными людьми из 178 стран мира , усиленные тысячами экспертов и специалистов , которая через десять лет в Иоханесбурге в 2002 году была признана абсолютно провальной . Наука ищет новых путей и методов познания . Мы можем и должны обратиться к накопленному опыту и пересмотреть его с новых позиций . Как всегда общей методологией поиска и хранительницей мудрых мыслей выступает философия . Гносеологическая традиция философии со времен И . Канта доминирует в философских спекуляциях . Неокантианство все еще обещает удивить мир истиной знания о мире . Но по - прежнему можно согласиться с П . Д . Успенским : « Самое трудное : знать , что мы знаем и чего мы не знаем » [3, с . 12]. Весь процесс познания вращается в одной системе :

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=