Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 169 порождает действие или бездействие в этом ее главное практическое содержание , но часто ли мы как разумные существа задумываемся об этом . И , если задумываемся , то правильное ли принимаем решение ? И умеем ли мы принимать это , правильное решение ? А какое решение истинно правильное ? Вопросы можно продолжать ставить , не находя на них ответов . Порою даже и не ожидая их , потому что мы привыкли не отвечать . Ибо это очень трудно сделать при множестве взглядов , подходов , точек зрения , позиций , программ , партий , школ , да и просто , исходя из независимости , свободы идей и мнений . Наконец : « Я просто так хочу !», « Имею право !». Но что же тогда общество ? Имеет ли оно какое - то значение для моего « Я »? Должен ли отдельный человек , « на Гудзоне , на Ниле , на Висле » ( С . Островом ), думать об обществе прежде , чем о себе ? Заботиться о нем больше , чем о себе и своих близких ? Можно пойти другим путем от определения сущности человека и найти необходимые основания для человеческого сосуществования . Но современная антропология далеко не способна познать тайну человека и , следовательно , она не способна познать и тайну его социального бытия . Для познания человека и личности нужны особые теологальные способы . Здесь не приемлемы обычные способы познания , они просто ничего не могут дать , так как предмет познания особый , и поэтому нужны именно теологальные ( божественные ) подходы . Для познания человека и общества нужна самостоятельная интегральная ( обобщенная ) наука . Эта наука не должна работать по принципам рационального или эмпирического познания . Она может быть только своеобразной культурой познания . Историческое познание и философия истории должны иметь свою гносеологию и свою теорию познания , как и всякая область человеческого познания . Имеющиеся концепции истории не удовлетворяют задачам человеческого познания исторического . Они односторонни , ограничены и не дают главного - познания души человека . В русской философии антроподиция человека стала основной темой философских размышлений . Еще К . Леонтьева , Вл . Соловьева , Н . Бердяева глубоко волновали катастрофи - ческое положение человечества и прежде всего России . По - прежнему , в мире много зла , неустроенности . Постоянные войны и материальные проблемы . Все предложения и прогнозы не оправдались . Ложь и отчаяние стали постоянными призрачными спутниками человечества . Где выход ? Упование на какого - то внешнего спасителя также несостоятельно . « Наступают времена в жизни человечества , - писал Н . А . Бердяев в " Смысле творчества ", - « когда оно ( человечество ) должно помочь само себе , сознав , что отсутствие трансцендентной помощи не есть беспомощность , ибо бесконечную имманентную помощь

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=