Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 165 Главное условие реализации этого идеала – вера в свои силы , в свои возможности совершить то , что кажется невозможным – стать молодым , свободным и красивым . Человек должен сказать себе : я верю в свои силы , я употреблю всю свою волю , разум и любовь к жизни и к близким мне людям для того , чтобы реализовать себя в полной мере . Доминантной ценностью всей стратегии жизни при реализации данного идеала должна стать ценность « Я ». Я строю свое Царствие для себя , чтобы мне было жить нем комфортно . Поэтому мои интересы , мои потребности , мои запросы , мои реализации должны иметь приоритетное значение . И это означает , что во всей линии поведения , конкретных поступках и намерениях я должен ставить вопрос : в какой мере это соответствует моим интересам , реализации моего « Я ». Данная ценностная установка требует и последовательного решения других ценностно - нравственных проблем . Проблема добра и блага получает такую интерпретацию : добрыми и благими я должен признавать такие действия и поступки , которые идут на пользу мне , создает возможность комфортно жить , развиваться , самореализовываться , самоутверждаться . Напротив , зло – это то , мешает мне комфортно жить , развиваться , самореализовываться , самоутверждаться . Проблема долга решается с этих же позиций : я в долгу только перед самим собой и мой долг состоит в том , чтобы делать все от меня зависящее для своего блага . Другим я ничего не должен , я многое давал , не скупясь , я все отдал , я со всеми в расчете . Это , в какой - то мере , эгоцентризм , в нравственном отношении последовательное проведение данной установки приводит к позиции эгоизма . Крайности эгоизма , как показывает жизненный опыт контрпродуктивны не только для окружающих , но и для самого субъекта нравственного выбора . Но всегда существует возможность не впадать в крайности , а стать на позиции ограниченного эгоизма , который в российской культуре после романа Н . Г . Чернышевского « Что делать » получил именование « разумного эгоизма ». Разумный эгоизм предполагает учитывать интересы , потребности , запросы , реализации « других », особенно это касается близких людей . С нашей точки зрение , в интерпретации Чернышевского это « разумный » эгоизм , поскольку он исходил из рационалистической предпосылки , что с позиций разума в интересах индивида для устройства своей комфортной жизни , считаться интересами других людей . По нашему мнению , разумные основания в выборе нравственной позиции должны иметь место , но не являются для человека главными . Главными являются эмоционально - духовные основания , поэтому в реализации духовно - нравственного идеала Царства Божия внутри нас должна присутствовать и принимать деятельное , а может и решающее значение такая ценность , как Любовь . Именно ценность любви как эмоционального , заинтересованного отношения к « другому », а не рациональные выкладки разума делают тех или иных субъектов отношений близкими . Данная ценностная

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=