Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 164 « древнерусский тип святости , образ святого , « божьего » человека , не имеет подобия ни в западном христианстве , ни в византийской духовной традиции , своеобразие русского типа , на ее взгляд , – в углублении нравственного начала , в раскрытии нравственного смысла христианства , в полном непосредственном осуществлении нравственных заповедей Христа , наконец , в гармоничном сочетании духовного самоуглубления и служения миру , людям . Это служение осуществляется через самоотвержение любви , высшим выражением которого является положение души своей « за други своя ». [4, с . 220]. По мнению исследователей русской православной культуры , русскому типу святости чужд радикальный , героический аскетизм древневосточной египетской и сирийской традиции , а также возвышенный мистицизм греческой или католической святости . В секулярном сознании эта установка означает признание личностью своей самоценности и самодостаточности . Личность с такой ценностной установкой ориентирована на саморазвитие , самореализацию , самоутверждение . В философии эта тенденция получила развитие в теории Гуссерля об эйдетической редукции , вынесения « за скобки » внешнего мира . Наиболее полно она реализована в экзистенциализме Сартра . Акцент на самосовершенствование человека , его нравственное и духовное развитие является важной стороной реализации Царства Божия как идеала . Но не менее существенное значение в секулярной интерпретации имеет и тот аспект , что реализация духовно - нравственного идеала находится в наших руках . Царство Божие внутри и его создание зависит только от нас . Можно даже считать так : что формулирование таким образом идеала означает установку на полную свободу . Мое счастье , душевный комфорт не зависят от внешних обстоятельств ( несправедливого устройства мира и т . д ), а только от меня : моих оценок происходящих событий и моих установок по реагированию на них . Специфическими и серьезным образом отличающимися от религиозных , являются средства реализации идеала Царства Божия внутри нас . Это отличия задаются иными мировоззренческими установками . Основоположник секулярного мировоззрения в Европе Б . Спиноза отождествлял природу и Бога . Для него Бог - это Природа , точно также как Природа - это Бог . В соответствии с такой мировоззренческой установкой , жить по Богу , строить Царствие Божие внутри нас означает жить по природе . Природа – главная сила , определяющая наше бытие в этом мире . Поэтому в своем стремлении к развитию , самореализации , самоутверждению человек должен опираться на силы и механизмы природы . И это требует от индивида изменения образа жизни так , чтобы он гармонировал с механизмами Природы . Одна из главных целей реализации этого идеала стать свободным и самодостаточным человеком как в духовной , так в психическом и соматическом планах , стать полноценной личностью .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=