Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 158 ориентирами деятельности индивида , они отражают личностные смыслы . Ключевым показателем наличия личностного смысла является осмысленность жизни . Осмысленность жизни определяется как осмысленность прошлого , настоящего и будущего , как наличие цели в жизни , как переживание индивидом онтологической значимости жизни . Перед любым человеком стоит экзистенциальный выбор : оценивать мир и свое место в нем с позиции утилитарно - гедонистического интереса или видеть мир в духовной перспективе . Только выбор последней перспективы и свободное волеизъявление в свете высших ценностей в полной мере придают человеку чувство собственного достоинства и возможность оценить свое высокое предназначение в мире . Отсутствие смысла порождает у человека состояние , которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом . Экзистенциальный вакуум характеризуется отсутствием содержания и цели в жизни , чувством пустоты и обессмысленности жизни . Именно экзистенциальный вакуум , по мнению Франкла , является причиной , порождающей в широких масштабах специфические " ноогенные неврозы ", распространившиеся в после второй мировой войны в странах Западной и Восточной Европы и в еще больших масштабах в США . Суррогатным , замещающим средством преодоления экзистенциального вакуума , по нашему мнению , является культивирования похоти в различных сферах жизни . Уточним , что мы имеем в виду , выдвигая такое положение . Этимологически термин « похоть » производно от слова « похотение », то есть стремления к поступку « по хотению », или « по желанию ». В христианской морали под похотью понимаются такие желания , которые противоречат « закону божьему ». Религиозные люди называют похотью всякую незаконную страсть и желание (1 Кор .10:6, 1 Петр .2:11). В православии похоть входит в одну из восьми греховных страстей и носит название блуда , в католичестве — один из семи смертных грехов , развращение сердца , влекущее ко злу и греху . О связи похоти и греха сообщается уже в апостольских посланиях : « Каждый искушается , увлекаясь и обольщаясь собственною похотию . Похоть же , зачавши , рождает грех » ( Иак .1:14-15). « Ибо всё , что в мире : похоть плоти , похоть очей и гордость житейская , не есть от Отца , но от мира сего .» (1- е Иоанна , 2:16). С научной точки зрения , похоть - это гипертрофированное стремление к получению различного рода удовольствий ( наслаждения ), жажда этих удовольствий . Это может быть стремление к обладанию престижем , богатством , властью и иными формами самоутверждения в конкретных межличностных отношениях или в социуме ( жажда карьерного роста , богатства , власти ). Похоть - как гипертрофированное стремление к получению различного рода удовольствий ( наслаждения ) связана с подчинением всего мира

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=