Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 151 ковной общности . Божественное бытие Церкви предстает в земной жизни как историческое раскрытие и свершение вечного во временном . В исторических претворениях церковной – и не только церковной – соборности в жизни нашего Отечества обнаруживаются различные ее модификации . Одна форма соборности уступала место другой . Исчезало новгородское вече – вечевой дух оставался . Не только при созыве земских соборов , но и в промежутках между ними дух соборности не утрачивался . Временными рамками « эпохи земских соборов » ( первый Земский собор был созван Иваном IV в 1550 г ., последний — Петром I для суда над царевной Софьей — в 1698 г .) жизнь земской соборности не ограничивалась и не исчерпывалась . Изменялась ее интенсивность , формы – соборная суть оставалась и определяла национальное бытие на протяжении всей его истории . Традиция эта начиналась из незапамятной глубины веков . Полностью она никогда не угасала . Земские соборы исчезали , но соборный идеал , укорененный в глубинах нравственно - религиозного сознания народа , оставался . В кризисные времена , когда в эмпирическом бытии соборность подвергалась разрушению , она тем энергичнее проявлялась в « идее ». И так было всякий раз . Если в наше время могут быть еще сомнения в том , что определенные нынешние духовные процессы развиваются в этом русле , то для идейных движений и религиозно - мировоззренческих исканий конца XIX — начала XX в ., бесспорно , характерно именно такое направление . Это время , когда теснимая в практически - жизненной сфере соборность сосредоточилась в душе , стала предметом пристального внимания и разработок в теоретической сфере . Многие религиозные философы полагали возможным действие соборного принципа в широких пределах . С . Булгаков дает образное евангельское пояснение соборного единения : все люди суть ветви единой виноградной лозы , члены одного тела [16, с . 534]. Жизнь каждого человека расширяется в жизнь других . Каждый живет в Церкви жизнью всего оцерковленного человечества . Человечество , предстоящее Господу , не ограничено современным поколением . Прошедшие и будущие , еще не родившиеся поколения , – все живы в вечности Божьей . Бог создал человека по образу и подобию своему , человечество содержит в себе Его образ . В живом многообразии человеческого рода уже заложено многоединство по образу Святой Троицы . Но даже человеческим родом , считает Булгаков , не должно ограничиваться соборное единение . Человек в Церкви становится вселенским существом , жизнь которого в Боге соединяет его с жизнью всего творения узами космической любви . Чтобы бытие индивида не страдало неполнотою и нравственной односторонностью , этически необходима его причастность к некоторому надличному « мы ». Речь идет не о насильственном и внешнем включении « я » в « мы », а о свободном и внутреннем отношении

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=