Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 150 самостоятельного как правовое лицо и личность . Свободой такой индивид считает автономность от традиционных уз общности , сдерживающих и подавляющих личную свободу , частную инициативу , предприимчивость . Именно так в настоящее время представляет себе свободу большинство . К соборности в общественном сознании формируется отношение как к категории прошлого , ушедшего и уходящего традиционного общества , означающего несвободу для индивида , тоталитарный государственный строй , подавляющий личность . Для индивидуалистического воззрения общинность — это жесткие нормы , дисциплина , ограничение и подавление свободы личности . Отделенность от общины , обособление , превращение в не зависимое от нее частное лицо есть благо , свобода , самостоятельность и утверждение своей , не общей , воли . Проблемой является то , что индивид , получая такую свободу в обществе : экономическую , политическую , гражданскую , права человека , – не получает духовно - нравственного удовлетворения . В людях зреет чувство неудовлетворенности и разочарования этими внешними свободами и правами , по сути отражающими фактическую зависимость человека от другого человека , от людей , от власти социального , экономического , политического и государственного механизма общества . Хомяков первым высказал мысль о том , что соборность не означает ни индивидуализм , ни авторитарность . Соборное единство заключено в основе православного учения и церковной жизни православного человека совсем не как извне данный авторитет , а как внутреннее достояние личности , как ее качество . В понятии соборности он нашел оригинальное сочетание двух трудносоединимых принципов : свободы и единства . В католической авторитарной Церкви есть единство , но принудительное , без свободы . В протестантской — свобода без единства . Принцип строения православной Церкви : единство в свободе и свобода в единстве . Это и есть соборный принцип , означающий единство многих лиц на основе общей любви их к Богу , к Богочеловеку Иисусу Христу и к правде Божией . Любовь свободно объединяет верующих в Церкви . Из истории известно о претворении принципов церковной соборности в мирскую жизнь ( земские соборы ). Но нередко и в самой церковной соборности различают « град небесный » и « град земной », причем настаивают на идеальном существовании первого и реальности второго , совершенно не совместимого с « градом небесным ». Православный мыслитель С . Н . Булгаков , следуя Вл . Соловьеву , категорически возражает против дуалистического развития этих сфер [15, с . 69]. Духовному оку видима и « невидимая Церковь ». Церковь небесная содержится в темной соборной Церкви , прежде всего , в цер -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=