Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 147 прозревать за « корой явлений » тот свет совершенства , который по - своему выражают небесная лазурь и лепестки цветка , грациозное движение животного и трели птахи , духовное парение художника в музыке и поэзии , гармония математических соотношений и логика научных понятий , благородный поступок и справедливое право . В качественном , аксиологическом плане дух есть любовь к совершенному . Но дух имеет и количественную характеристику , которая выражается в масштабности , надличностном и всеобщем содержании его значений : дух восходит от субъективной стадии ( стремление к совершенному ) к объективной , в рамках которой человек реально живет всеобщим содержанием науки и нравственности , искусства и религии , права и государства . Сознание прорывает узкий горизонт единичных и частных содержаний и углубляется в их основу : за « моим » и « твоим » оно видит « наше », за многими « я » – « мы », за национально - культурным многообразием — единство человеческого духа , за относительным — абсолютное . Душа представляется как индивидуализированный дух народа , как его лик , и человек становится личностью . Автономия личности в самоопределении и волевом самоуправлении на основе совершенных содержаний есть фундамент совести и правосознания , продуктивного творчества и душевного здоровья . Стремление к совершенству в православном гуманистическом мировоззрении истолковывается как стремление к святости . Святость , стремление к святости проистекают из свободного самоопределения личности , возжелавшей встать на путь совершенства . Феномен святости на индивидуальном уровне традиционно понимается как « обожение » человека , осуществляемое путем освобождения от греха , одной из сторон которого является определенный сознательно - волевой процесс личной активности . Содержание свободы в данном случае справедливо рассматривается как освобождение от порабощающих влияний как объективного , так и субъективного характера . Освобождение от греха , т . е . рабства у собственных страстей , – бесстрастие , достигается в процессе всестороннего , строжайшего подвижнического делания — аскезы . Аскеза не есть чисто отрицательный путь подавления страстей и пороков , но в самой себе содержит положительный аспект содержания свободы . Один из наиболее видных богословов начала XX в . С . М . Зарин отмечал , что воздержание , в своем полном осуществлении , при условии правильного , целесообразного пользования им , обеспечивает достижение не только отрицательной цели искоренения пороков , освобождения от страстей , но , вместе с этим , необходимо предполагает и положительное совершенство - нание христианина путем приобретения добродетелей , « противоположных порокам » [8]. А добродетели , постепенно переходящие в навык , в привычку , в повседневный образ жизни , составляют некое положительное , ценностное содержание свободы . Строгие аскетические упражнения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=