Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 145 Формирование субъектности человека , становление человека как личности , с точки зрения представителей русской религиозной философии , связано с формированием его духовности . Так , по мнению И . А . Ильина , человек в своем развитии проходит две стадии : душевную и духовную . Особенности душевной стадии заключаются в том , что человек живет по преимуществу внешним , чувственным опытом , непосредственно переживает его и сливается с ним . Явления этого опыта изменчивы и единичны (« это », « здесь » и « теперь »). Поэтому сознание тоже неустойчиво и затрудняется фиксировать значения в их всеобщей форме , сосредоточиваться на них , свободно оперировать ими и направлять с их помощью свой внешний и внутренний опыт . Оно находится в плену внешнего сенсорного поля и эмоциональных переживаний , индивидуальных предпочтений ; оно не выходит за рамки конечного к вечному , за пределы относительного ( что хорошо для данного лица или данной группы людей ) к абсолютному ( что хорошо само по себе , безусловно ). Душе еще не присуще « для - себя - бытие », т . е . ценностно - рационально - волевая самость как тот автономный центр апперцепции (« я »), из которого исходят законодательные функции разума и повеления разумной воли на основе всеобщих значений . Чувства и эмоции размывают апперцепцию , автономию разума и воли , чем объясняется шаткость и несамостоятельность души . Человек на душевной стадии избирает ценности , как правило , не потому , что они объективно хороши по своему качеству , а потому , что они хороши относительно него или его окружения . Критерий здесь – субъективное чувство . Душе присущи ценности частные и относительные , ценностный релятивизм и субъективизм . Душа преобразуется в дух тогда , когда человек начинает жить по существу не только внешним , чувственным опытом , но и внутренним , сверхчувственным , смысловым ; погружаясь в сферу чистых значений ( идеальных предметов ), он освобождается от диктата внешних чувств и эмоций , обретает самосознание , которое устремлено на само себя и становится рефлексивным и самодеятельным ; вначале робко , а затем смелее человек начинает оперировать значениями в их безобразном виде ; усиливаются апперцепция , автономия разума и воли . Оперируя чистыми значениями , душа выходит за рамки « здесь » и « теперь », за пределы пространственно - временного потока событий , ибо значения сами по себе не являются пространственными или временными ; длятся не значения ( например , идея окружности или долга ), а психические процессы , посредством которых мыслятся и переживаются значения . Выходя за пределы « здесь » и « теперь », личность научается самостоятельно оперировать всеобщими значениями и обретает надындивидуальные ценности — нравственные и эстетические , религиозные и правовые . Переживая такие значения и ценности , человек модифицирует свою чувственность : возникает новая психическая модальность – мыслящие духовные чувства . Сосредоточием таких чувств

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=