Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 144 Совесть только в одном случае может быть несвободной — это когда она затемнена , т . е . когда она не судит с точки зрения абсолютной личности , но судит с точки зрения безличной материальности и вещественности . Но как раз христианство в этом отношении сделало человека свободным , открыв ему опыт абсолютно личностного бытия . Таким образом , в русской религиозной философии приоритет сохраняется за ценностно - смысловой стороной свободы , от которой и внешняя помучает свое ценностное обоснование : « Политическая свобода есть нечто драгоценное и ответственное , но именно постольку , поскольку за ней живет и действует духовная , внутренняя свобода »; соответственно « внешняя свобода есть естественное и необходимое условие для водворения и упрочения внутренней » [6, с . 67]. На основе проведенного выше анализа можно утверждать , что в отличие от западной в русской религиозной философии определение свободы как проявления священной необходимости содержательнее и полнее , точнее отражает смысловое богатство действительности в ее разнообразных формах , бесконечно разворачивающихся закономерностях , в их взаимосвязях , переходах и движении . Общепризнанные и общераспространенные определения свободы , существовавшие до этого , не только не отвергаются , но принимаются в качестве элементов общего содержания свободы . Свобода как возможность сохраняет свое ценностное значение не в виде формального выбора , а на уровне жизненной доминанты . Священная необходимость – это всегда осознанная и познанная необходимость , так как само понятие « священного » подразумевает , что субъект знает и понимает его внутреннее ценностное содержание и в силу этого эстетического знания вводит в состав внутренних определений . Свобода — это мера необходимости , мера существования , но мера , вытекающая из ритмической закономерности необходимости , мера , заданная имманентными ценностными основаниями ( а потому свобода и устойчива в отношении инобытия ), мера , необходимая в силу внутреннего саморазвития , ибо помыслить бесконечную смысловую мощь духовной свободы можно только при наличии определенного предела . В православном гуманистическом мировоззрении предыдущие определения свободы существуют не в качестве изолированных элементов , но в живом взаимодействии , переходе и смысловом « мерцании », что и позволяет им выйти на более высокий уровень общего развития понятия свободы , открыть новые , еще не изведанные грани проблемы . Объединяющим началом Бога и человека является Дух . Поэтому проблема субьектности в русской религиозной философии решается в связи с решением проблемы Духа . Дух трактуется в русской религиозной философии как свободная , самоустремленная , самодеятельная и знающая себя надприродная реальность .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=