Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 143 « верного и достойного Предмета » – « как бы нам наполнить данное нам свободное и любовное созерцание настоящим предметным содержанием » [5, с . 72]. Свобода существует благодаря связи с содержанием необходимости , а связь осуществляется добровольно , в силу внутренних побуждающих причин , но благодаря этому она прочна и действенна . Свобода сама , в целях своего содержательного обогащения , свободно полагает необходимость , исходя из общего родственного , ценностного содержания . Здесь уже нет ничего внешнего и чуждого , а свобода и необходимость находятся в постоянном смысловом общении . Синтезом свободы и необходимости в данном случае является уже не знание , а чувство . Чувствовать что - нибудь — значит переживать его так , как будто бы оно было ты сам . Чувством , которое может проявиться в синтезе свободы и необходимости , является любовь . Именно в любви взаимоотношения строятся не по типу господства / подчинения , но восполнения и взаимообогащения обеих сторон . Именно в любви и возможно то состояние « неслиянности и нераздельности », о котором впервые в истории богословия и философии заговорили восточные отцы Церкви в эпоху Вселенских соборов . Любовь как синтез свободы и необходимости в православном гуманистическом мировоззрении обращает внимание на внутреннюю сторону свободы , усиливает ценностное значение ее духовной сущности по сравнению с конкретными внешними формами свободы ( юридической , экономической , политической ). Любовь — это , прежде всего , свобода духа . « Свобода , по самому существу своему , есть именно духовная свобода , ибо дух есть сила са - моопределения к лучшему , а потому может быть и не зависима от каких - либо внешних обстоятельств , гибка и стойка по отношению к их воздействиям , ведь внутреннее ценностно - священное содержание невозможно « достать » с помощью внешних средств ( запретов , угроз , физического насилия )» [2, с . 452]. Духовной свободы можно лишить лишь при одном условии — физическом уничтожении носителя этой свободы (« убить плоть , но не дух »). Духовно свободным можно и должно оставаться , находясь в самых неблагоприятных условиях , порой вопреки окружающей обстановке ( в заключении , пленении , рабстве ). Переживание внутренней свободы при видимом внешнем пленении превосходно передано Л . Н . Толстым в романе « Война и мир » ( Пьер Безухов во французском оккупационном лагере ). Христианство как религия любви несет человеку , прежде всего , духовное освобождение , открыто признавая , что в земной истории человеку невозможно достичь полного материального освобождения , полной независимости от природной необходимости . Поэтому основная свобода есть , прежде всего , духовная свобода или , как ее еще называют , « свобода совести », хотя это не совсем точно выражает суть данного понятия , а все прочие виды свободы обладают ценностью в зависимости от основной . Нельзя освободить совесть .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=