Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 142 Так , тяжелейшие условия природного , бытового , а порой и духовного порядка , в которых находится христианский подвижник , не только не кажутся бессмысленными и ненужными , но , напротив , помимо его « воли » способствуют восхождению к более совершенным ступеням Богопознания , подчеркивают величественную красоту и смысл его подвижничества . Положительные глубинные содержания свободы и необходимости достигают друг друга , взаимопроникают , сращиваются , переходят друг в друга , взаимно обогащаясь и становясь более содержательными и значительными . Богатство и полнота содержательности означают углубление и дальнейшее продвижение свободы и необходимости к новому смысловому слою , освоение которого осуществляется на более совершенной ступени познания . Свобода принимает открывшееся смысловое богатство необходимости как свое собственное . Необходимость воспринимается и понимается уже не как далекий , отвлеченный идеал и абстрактный принцип , но как своя собственная ценностная сущность , живая творческая сила . Соответственно и необходимость преодолевает холодную мертвенность и неподвижность , оживотворяется и принимает неповторимый , особенный личностный образ существования . Истина , становясь органической внутренней необходимостью , не подавляет и не подчиняет свободу личности , напротив , освобождая субъект от мнимых содержаний , ценностей и наслоений , открывает путь для развертывания его сущностных способностей и возможностей , дарует подлинную свободу , и в этом смысле свобода есть дар универсальной необходимости , а не завоевание и укрощение последней . « И познаете истину , и истина сделает вас свободными » ( Иоанн 8.32). Необходимость , переливаясь в свободу , не устраняется как особое самостоятельное объективное начало , от этого ничуть не мешая и не стесняя влияния последней , а остается собой , присутствуя в свободе в виде ее ценностного содержания . Свобода есть проявление священной необходимости , а необходимость существует и осуществляется свободно . Полученное определение свободы указывает на неразрывную диалектическую связь свободы с более значительным предметным началом , от которого собственно и зависят содержание , ранг и значение свободы , и вместе с тем – на момент реализации , практической осуществленности внутренней свободы . Вполне закономерно , что в ценностной системе русского православного мировоззрения свобода не занимает верхних мест , уступая их тому « Главному » и « Предметному » ( И . Ильин ), от чего или кого она сама зависит . Здесь проблема свободы поворачивается несколько неожиданной , непривычной стороной : не столь важна свобода сама по себе , в своей самоценности и изолированности , сколько проблема нахождения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=