Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 141 жизненной действительности , к борьбе с несовершенствами существующей реальности , порождает стремление к более свободным и совершенным формам существования . Акт истинного познания идет в смысловую глубину предмета , а не растекается по пестроте многообразного , не обрекает встречаемое содержание на полное отвержение и забвение ради другого более « насущного », « потребного », « полезного », старается даже в самом убогом явлении выявить отсвет непреходящего , « священного » смысла , содействует развитию лучших , совершенных и сущностных черт познаваемой необходимости , устраняя побочное и наносное , мешающее раскрытию ценностно - смыслового содержания . Усвоение внутреннего смыслового слоя необходимости возможно , если нейтрализовать или уничтожить действие внешней стороны необходимости – « кажимости ». Данную , внешнюю сторону необходимости возможно обойти . Субъект не сосредоточивает внимание на чарующих , соблазнительных признаках внешней « видимости », а позволяет себе терпеть ее воздействие , уходит от прямого столкновения и противоборства , совершает обход « кажимости », что позволяет выйти к « исподней » основной сущности . В русском языке слово « исподволь » означает заднюю , нижнюю , основную , сущностную сторону предмета , основной смысл объекта , сокрытый под поверхностным слоем ( Даль ). Способ обхода представляет собой своеобразный маневр , позволяющий выйти на уровень истинного познания сущности предстоящего объекта . Любой обход представляется медлительным , а соответственно , малоэффективным и нерациональным . Но в конечном итоге выход к сущности познаваемого объекта дает мощный толчок для последующего развития , позволяющий быстро наверстать упущенное . Встреча с сокрытой ранее подлинной реальностью , с глубинным смыслом предмета воспринимается как несомненная явность , истинность ( у Ильина — « очевидность »). Состояние очевидности подразумевает и осознание , познание необходимости , ее осмысление . Акт истинного познания немыслим без аксиологического аспекта . От этого необходимость не только не теряет объективно - сущностное содержание , но сохраняет и усиливает его значение : необходимость выступает не только как истинное , объективно за - кономерное , но ценностное , личностно дорогое , без чего не мыслится само существование субъекта . Смысловое содержание необходимости становится органическим содержанием субъекта , ценностно - стержневой основой внутреннего мира личности . Внутренняя свобода обретает истинную содержательность и качественную наполненность , а природная необходимость становится просветленной и одухотворенной . Бывшая внешняя закономерность и причинность делается достоянием внутренних содержаний , смыслом су - ществования , а отрицательная сторона « внешнего » становится способом его выявления , которая оттеняет и усиливает звучание положительного , основного смыслового содержания .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=