Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 138 трактует однозначно : человек — это Бог , принявший земное бытие и конечную форму . « Человек есть Божественное в эмпирической и конечной форме », — пишет И . А . Ильин [1, с . 254] . Из сообразности Богу проистекает свойственная человеку свобода , способность к самоопределению , в силу которого человек сам является началом своих действий . Свобода присуща первозданному человеку , так как , по словам Григория Богослова , дух его озарен « Первообразным светом , который есть Бог ». Святой Григорий Нисский подчеркивает , что « человек свободен от необходимости и не подчинен владычеству природы , но может свободно самоопределяться по своему усмотрению . Ибо добродетель независима и сама по себе госпожа » [2, с . 295]. Однако свобода — этот великий дар Творца своему созданию – был одновременно и « риском Божественной Любви », по образному выражению Владимира Лосского [3, с . 105]. Прот . Сергей Булгаков изъясняет эту мысль в философских категориях , сравнивая Абсолютную Божественную свободу и свободу тварной человеческой личности . « Бог , свободный как Дух , в своем самоположении выше соотношения свободы и необходимости природной . Впрочем , свободу можно находить не только в жизни духа как соотношения личности и природы , самополагания и данности , но и в личном самосознании как таковом , в чистой « Яйности ». « Я » содержит в себе и самоположение « Я », и это есть чистый акт свободы ... Самоположение « Я » уже включает свободу , это есть свободный акт . Поэтому личное самосознание несет в себе дыхание свободы , оно содержит в себе свободу как основную тему жизни духа : « Я » — как « Я » свободно , т . е . самопроизвольно . Эту свобо - ду мы можем применять и к абсолютному , божественному « Я » как чистому самополаганию , но также и к тварному « я » как образу божественного « Я ». Однако тварному , очевидно , не может быть предписано то чистое самополагание , которое свойственно лишь абсолютному « Я ». Тварное « я » все - таки творится , т . е . пробуждается Богом к бытию . Однако это пробуждение не только содержит божественный акт творения , но и включает в себя как бы божественный вопрос к тварному : самополагает ли оно само себя ?.. Это не есть ограничение всемогущества Божия , которое вполне проявляется в этом пробуждении к бытию тварного самосознания , но всемогущество не есть произвол , действующий в противоречии со смыслом творимого ... Творение но образу Божию есть иное , нежели всего тварного мира , оно включает в себя тварное самоположение человеческого « я ». В этой антиномии тварного « я », которое одновременно есть и тварь , и самополагающееся « я », есть образ Первообраза и вместе с тем принадлежит самому себе , содержится возможность произвола , возможность уклона в сторону самобытия » [4, с . 164-165]. Прот . Сергей Булгаков использует в основном богословскую терминологию . На философском языке проблема субъектности решается как диалектика свободы и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=