Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 133 философ должен признать философичность в качестве важнейшего признака духовной культуры русского человека . Подобно тому как русским людям больше свойственно философствовать , нежели полагаться на собственный разум или на волю божью , так и русская философия четко отделяет себя от науки и религии , не удовлетворяясь ни последовательным рационализмом , ни религиозным догматизмом . В науке и религии философ видит попытки описания тех двух миров , которые в своей совокупности определяют мировоззрение русского человека . Но отдавая должное заслугам научного познания и религиозной веры , философ прекрасно понимает ограниченность этих попыток » [18, с . 6-7]. Таким образом , разграничение философии , науки и религии способствует более глубокому пониманию особенностей национальной философии : « Русская философия – это не наука и не богословие . Это с одной стороны , оппозиция научному и религиозному сознанию в их претензиях на исключительность , а с другой , стремление сохранить в себе преданность этому миру и устремленность к высшему , запредельному . Поэтому русская философия хоть и интеллектуальна , но не до такой степени , чтобы превратиться в позитивную науку . Она метафизична , но не до признания за абсолютными сущностями самостоятельного существования . Все сверхъестественное в русской философии служит возвышению естественного , а все естественное оправдано своей устремленностью к сверхъестественному » [18, с . 7]. В результате , философичность оказывается на глубинном уровне тождественна такому исконному свойству русской души и культуры , как сердечность : « Трудно русскому человеку не впасть в иллюзию и жить правдой . Еще труднее русской философии остаться верной мятущейся русской душе и не превратиться в стройное и непротиворечивое учение , утратив открытость и апофатичность . Такова , на мой взгляд , главная особенность русской философии , обусловленная широтой характера русского человека и узостью научного и религиозного мировоззрений . Особенность , на которую почему - то мало обращают внимания . Следуя традиции , эту особенность лучше всего назвать сердечностью . Именно сердечность русской философии « согревает » понятие духовности , делает его более жизненным . Именно сердечность дополняет разум более глубокими переживаниями и интуитивными откровениями . Философичности русского человека соответствует сердечность русской философии » [18, с . 8]. Итак , можно подвести некоторый итог , выделив основные черты и характеристики воронежской школы философской этики , основанной В . П . Фетисовым .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=