Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 132 многие авторитетные авторы , но смысл которого далеко не всегда удается раскрыть ясно , полно и доступно . В этой работе В . П . Фетисова , на наш взгляд , излагаются наиболее важные черты отечественной мысли , которые являются ее живым началом . Важно то , что здесь реализуется главный методологический принцип , выработанный В . П . Фетисовым , заключающийся в отличие философии от науки и религии . Это позволяет раскрыть сущность такой исключительно важной черты русского человека , как его расположенность к философии . Автор пишет : « Высшие устремления уживаются у русского человека с любовью к приземленной реальности . Конечно , очень часто напряженность данного противоречия не выдерживается , и люди начинают заботиться только о земных радостях или , наоборот , полагаются только на грядущее царство небесное . Но если для некоторых народов подобная ориентация считается нормальной , то для русских людей она не типична и выглядит скорее отклонением от нормы . Именно поэтому точнее говорить не о рационализме и практичности и даже не о религиозности русского народа , а о его философичности …. В результате , в одном русском человеке часто происходит трудно объяснимое соединение совершенно противоположных черт , создающих оригинальный и многим непонятный образ . Например , он любит жизнь , но не настолько , чтобы хотеть жить вечно и не пожертвовать ею иногда по самому ничтожному поводу . Он боится смерти , но не настолько , чтобы придумывать бессмертие души и загробный мир . Он жаждет абсолютной справедливости , не замечая даже , как творит несправедливость вокруг себя . Он сострадателен до слез к чужим людям и жесток по отношению к самым близким . Преклоняется перед шедеврами искусства и недолюбливает художников и артистов , ненавидит пьянство и напивается до потери сознания . Можно долго приводить подобные , с одной стороны , неприглядные примеры поведения , а с другой , подчеркивающие сложный и противоречивый мир русского человека » [18, с . 4-5]. Размышления о философичности русского человека являются результатом серьезных раздумий над противоречивостью характера русского человека , вообще , над трагической сутью русской жизни . Можно сказать , что В . П . Фетисов вводит категорию « философичность » как новую типологическую черту русской философии , исходящую из глубин национального бытия : « Философичность русского человека предполагает наличие особых черт у русской философии , отсутствие которых лишает философское произведение национального характера , хотя бы оно и было написано профессиональным философом в России и на русском языке . Поэтому не все , что создано и создается в России , можно без оговорок отнести к русской философии . У иного немца или испанца больше русскости . Прежде всего

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=