Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 130 В массовом общественном сознании тоже никак не преломляются идеи отечественных мыслителей . ( Если раньше их труды были недоступны , но их хотя бы хотели читать , то теперь книги издаются , но кроме специалистов , никто их не читает .) Мы делали революцию и строили социализм , не учитывая предостережений автора « Бесов ». Мы реформируем все сферы общественной жизни , забывая о первостепенной важности духовного обновления . Каких чиновников , например , заинтересует сейчас соловьевское рассмотрение собирательного процесса перехода от зверочеловечества к богочеловечеству ? Какие воспитатели готовы обратиться к парадоксальной этике творчества Н . Бердяева ? Кто возмутится вместе с Н . Федоровым тысячами безделушек , производимыми нашей промышленностью , и кто также сильно , как он , почувствует боль утраты общего дела ? Деятельность каких бизнесменов и хозяйственников можно вместе с С . Булгаковым назвать « софийной и одухотворенной »? Кто осмелится вслед за И . Ильиным развеять догму о преимуществах демократии для России ? Какие экологи способны понять поставленную русскими философами задачу преображения через человека всей несовершенной природы ? Беда в том , что смысл всех реформ и начинаний у нас сводится к улучшению этого мира . Мы не признаем , как это делали русские философы , что и мир , и человек больны и нуждаются в радикальном преображении . Именно в преображении , а не частичном преобразовании наличного . Частичные преобразования ограничены принципами гуманизма и утилитаризма . При этом остальные проблемы даже и не ставятся , например , проблема неприятия смерти , торжества Духа на материей и т . д . В результате , исчезает одухотворенность , которая связана с высшими ценностями . Люди везде ищут только выгоды и развлечений . Впечатление такое , будто собираясь осветить пещеру , мы зажигаем все новые свечи ( реформируем здравоохранение , образование , экономику - армию , принимаем все новые законы ), но не желаем открыть дверь и впустить подлинный свет , не желаем прислушаться к советам наших собственных мудрецов . Идея преображения отражает саму сущность нравственных интенций русской философии , являясь ее искомым идеалом , который радикально отличается и от научного ( слишком приземленного ) и религиозного ( слишком небесного ) тем , что не игнорирует двойственную природу человека , помогает ей реализовать и свои духовные устремления и не пренебречь материальными интересами человека » [17, с . 4-5]. Важным этапом в становлении и развитии воронежской школы философской этики явилось создание при Воронежском государственном университете в 2007 г . Научно - образовательного центра социальной этики . Накопленный в рамках вышеописанных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=