Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 123 Последнее время становится все более распространенной точка зрения , согласно которой мы должны взять все положительное как от социализма , так и от капитализма и прийти к эдакой « социально ориентированной либеральной ( рыночной ) экономике ». Наконец , некоторыми политологами и социологами усиленно разрабатывается довольно оригинальная концепция « третьего пути », открытого для России в силу ее особенных евроазиатских традиций . Мы считаем обсуждение достоинств и недостатков каждой точки зрения чрезвычайно актуальным сегодня не только для политиков , ученых , но и для каждого гражданина » [7, с . 3]. Очевидно , что актуальность заявленной проблематики является такой же актуальной и сегодня , десять лет спустя . Снова Россия на перепутье , как и прежде , отсутствует четкая стратегическая линия политико - экономического развития страны . В этой ситуации требуется еще большее углубления в этико - философские пласты проблемы . При этом важным является верное понимание нравственности , которая не должна рассматриваться утилитарно и прагматически , то есть как духовное средство достижения материальных целей . Т . А . Кузьмина выразила эту идею так : « Настаивая на духовно - нравственных основаниях деятельности как непременном условии построения здорового общества , следует в то же время сделать ряд уточнений , чтобы избежать опасности смотреть на религию , мораль , право , культуру в целом как на некое средство , способное разрешить конкретные социальные и хозяйственные задачи » [8, с . 45]. Это важное требование нравственной философии , не допускающее духовного утопизма , возникающего в случае непонимания непрагматической сути морали и вообще духовных ценностей . Это иная , по сравнению с материалистической идеологией , крайность , которая возникает при недостаточной философской аналитике социальной и духовной проблематики . Следующая конференция « Философия о смерти и бессмертии » (2001) была посвящена в большей мере личностной духовной проблематике , а не , в отличие от предыдущих , социальной . Во вступительном слове сформулированы основные нравственные аспекты метафизической проблемы смерти : « Все живое не хочет умирать и противится процессу умирания , но только человек мечтает о том , чтобы победить смерть в принципе и стать бессмертным . Наивной и нелепой выглядит эта мечта сейчас , когда реальней стала угроза не умирания , а вымирания всего человечества . И тем не менее , люди на что - то надеются . Откуда же берется у человека сама мысль о бессмертии , если опыт неумолимо свидетельствует об обратном ? Что поддерживает нашу надежду на чудо и как мы представляем себе возможное соприкосновение с вечностью ?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=