Гуманитарные Ведомости. Выпуск 4(8).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 4 (8), декабрь 2013 г . 12 УДК 113 Назаров В . Н . ( Тула , ФГБОУ ВПО « ТГПУ им . Л . Н . Толстого ») Тел .: (4872) 35-74-37, e-mail: phileo@tspu.tula.ru . КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ: ЦИКЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ «ТЕОРИИ ВСЕГО» В статье анализируется одна из концепций современной философии как аналог циклической модели « теории всего ». Рассматриваются космические и исторические границы цикла , включающего в себя совокупность естественнонаучных , гуманитарных и религиозно - мифологических символов и шифров начала и конца цикла . Ключевые слова : циклическая модель философии , цикл прецессии , интеллектуальная амнезия , криптокультурология , гипотезы конца цикла . Задаваясь вопросом о возможности создания « теории всего » («the theory of everything»), основой которой должно стать объединение квантовой механики с общей теорией относительности , Стивен Хокинг пишет : « До настоящего времени большинство ученых были слишком заняты развитием новых теорий , описывающих , какова Вселенная , чтобы задаться вопросом , почему она такова . С другой стороны , люди , обязанные по роду занятий задавать вопрос « почему » ( то есть философы ), не поспевали за прогрессом научных теорий . В XYIII в . философы считали областью своей деятельности все человеческое знание ( включая научное ). Они обсуждали такие проблемы , как имела ли Вселенная начало . Однако в XIX - XX вв . наука стала изъясняться на языке техники и математики , непонятном для философов , за редким исключением . И они настолько сократили область своих исследований , что самый знаменитый философ ХХ в . Людвиг Витгенштейн заявил : « Единственная задача , оставшаяся для философии , - это анализ языка ». Какой упадок великой философской традиции , продолжавшейся от Аристотеля до Канта ! Однако если мы создадим « теорию всего », она со временем , в самых своих основах , станет понятной всем , а не только немногим специалистам » [4, с . 494-495]. Но здесь возникает вопрос : в каких науковедческих рамках и гносеологических границах возможна « теория всего »? Одним из вариантов ответа на этот вопрос может стать циклическая модель философского знания . Попытаемся выразить ее суть в основных тезисах : 1. Знание может быть полным и цельным только в пределах определенного цикла . 2. Цикл есть процесс развития бытия , имеющий четко фиксируемые космические и исторические ( хронологические ) границы .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=