Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 99 И как не странно , логическим завершением всех этих функций является мониторинговая , которую реализуют , практически , все педагоги специальных дисциплин . Эта функция ими прежде всего реализуется в процессе организации и проведения педагогического мониторинга учебных достижений обучающихся в процессе изучения специальной дисциплины , что представляет собой систему педагогически целесообразных действий педагогов по сбору , обработке , анализу и интерпретации информации об усвоении обучающимися содержания специальной дисциплины , о ценностном отношении к овладению практическим опытом будущей профессиональной деятельности ( минимум в пределах преподаваемой специальной дисциплины ), о их мотивации учебной деятельности и её характере , которая позволяет оценивать как процесс , так и результат этих учебных достижений обучающихся и его « цену », своевременно осуществлять прогноз и коррекцию как своих действий , так и обучающихся . А очень часто у опытного педагога этот мониторинг касается не только преподаваемой им специальной дисциплины , а группы специальных дисциплин исходя с требований принципа обеспечения межпредметных связей у процессе преподавания специальных дисциплин . Основной задачей педагогического мониторинга в вузе является , по мнению В . Г . Горба , «… получение педагогической информации , оказывающей воспитательное влияние на участников образовательной деятельности в вузе и являющейся важнейшим фактором развития вуза как образовательной системы » [3, 4]. Он реализует такие основные функции : диагностико - прогностическую , мотивационно - побудительную , коммуникативно - педагогическую , интегративную , социально - нормативную [2, 4]. Больше всего нареканий к педагогам предъявляется к качеству реализации ими именно этой функции , так как здесь больше всего имеет место субъективизм , отсутствие чётких критериев и показателей оценивания успешности обучающихся в учебной деятельности и в овладении содержанием конкретных специальных дисциплин . Кроме этого , такие ошибки педагогами допускаются в силу того , что ими в процессе педагогического мониторингу учебных достижений обучающихся не учитываются его сущностные характеристики . В частности , такие как системность и систематичность педагогического мониторинга ; последовательность и длительность отслеживания достижений обучающихся как в целом в овладении всеми учебными дисциплинами в процессе профессиональной подготовки , так и специальными дисциплинами ; конкретность и предметность критериев и показателей оценивания учебных достижений обучающихся ; непрерывность и одновременно цикличность изучения их достижений . Все эти функции педагогов у педагогической деятельности должны восприниматься в единстве , хотя у многих одни функции могут довлеть над другими . Наиболее специфическим для преподавателей высшей профессиональной школы есть сочетание педагогической и научной деятельности , а для преподавателей профессионально - технического образования – педагогической , методической , технической и технологической функций . Если педагогическая деятельность в системе высшего профессионального образования не подкреплена научной работой , то не формируется и тем более не развивается профессиональное и педагогическое мастерство педагога , а методическая , техническая и технологическая робота всегда являются надежной основой и условием успешной педагогической деятельности всех педагогов специальных дисциплин в системе профессионально - технического образования . А мониторинговая функция обеспечивает качественную реализацию всех остальных функций , а также является надёжным источником объективной оценки и самооценки , адекватной рефлексии и саморефлексии педагогов специальных дисциплин в педагогической деятельности .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=