Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 98 целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического процесса – между педагогами , обучающимися , родителями и др . Общение в деятельности педагога выступает не только средством педагогического взаимодействия , но и непосредственным условием совершенствования профессионализма и источником его развития как субъекта педагогической деятельности , а также средством развития и воспитания обучающихся , формирования и развития их личности , и самое главное – формирования субъекта будущей профессиональной деятельности . Реализация этого компонента предусматривает : – установление и поддержание положительной морально - психологической атмосферы в учебной группе и создание в ней обстановки педагогического творчества , сотрудничества и взаимоподдержки ; – стимулирование обучающихся к постановке вопросов , активному участию в дискуссиях и вообще проявлению активности и творчества в учебной деятельности ; – поддержание творческой атмосферы и одновременно управляемой учебной дисциплины в аудитории ; – недопущение межличностных конфликтов между обучающимися , а также своевременное и конструктивное решение возникших межличностных и внутренних конфликтов обучающихся ; – управление морально - психологическим состоянием обучающихся – субъектов педагогического воздействия ; – активизация познавательной деятельности обучающихся и её стимулирование ; – саморегуляция своего психического состояния , такта педагогического общения и стиля педагогической деятельности , особенно в сложных и критических ситуациях педагогической деятельности и межличностного взаимодействия с субъектами педагогического процесса ; – установление и поддержка деловых и партнерских отношений прежде всего с обучающимися , а также с коллегами , родителями , администрацией . Это классический вариант понимания структуры педагогической деятельности , которая , практически , не совпадает даже с классическими функциями педагога – обучающей , воспитательной , организаторской и научной . Наш вывод : эта структура , с одной стороны , только частично отображает , по нашему мнению , содержание праксеологической или операционно - деятельностной составляющей педагогической деятельности , а с другой – не охватывает основные функции педагогов , особенно педагогов специальных дисциплин . Анализ современной педагогической практики показывает , что этот перечень нуждается в существенном дополнении , особенно для педагогов специальных дисциплин , учитывая их дуальный характер профессионально - педагогической деятельности . Практика показывает , что большинство с них осознанно , а иногда и неосознанно выполняют другие важные функции . Например , развивающую ( развитие обучающегося как личности и субъекта учебной и будущей профессиональной деятельности ), организационно - управленческую ( организовать свою педагогическую деятельность и учебную деятельность обучающихся , а также управлять ею ), методическую ( методически подготовить и проводить все виды учебных занятий по специальной дисциплине , воспитательные и другие мероприятия и осуществлять учебно - методическое их обеспечение ), техническую и технологическую ( как специалист конкретного профиля осуществлять эксплуатацию и техническое обслуживание техники и оборудования , которые применяются в учебном процессе и в процессе преподавания специальной дисциплины ).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=