Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 96 профессионально значимые личностные качества …» [18, с . 3]. Это в принципе непосредственно свидетельствует о реализации мониторинговой функции педагогами . Таким образом , сложилось противоречие между необходимостью осуществления педагогами специальных дисциплин постоянного педагогического мониторинга профессиональной подготовки будущих специалистов и успешности овладения ими конкретной учебной дисциплиной , позволяющего выявить перспективные направления своей педагогической деятельности и проектировать содержание деятельности обучающихся по совершенствованию их профессиональной подготовки в соответствии с современными требованиями педагогической теории и практики , и недостаточной обоснованностью в профессиональной педагогике проблемы реализации мониторинговой функции педагогами специальных дисциплин в процессе педагогической деятельности . Это противоречие связано с тем , что среди основных функций педагогов мониторинговая функция , к сожалению , не упоминается . Как известно , в процессе педагогической деятельности любой педагог системы профессионального образования реализует , как правило , в классическом варианте понимания образовательную или обучающую ( формирование основных составляющих профессиональной и специальной компетентности выпускников в пределах своей специальной дисциплины ), воспитательную ( воспитание у выпускников ведущих профессионально важных качеств , профессиональной этики и главное – субъекта будущей профессиональной деятельности ), организаторскую ( организация учебной деятельности учеников ) и научную или исследовательскую ( активное участие в научной , исследовательской и экспериментальной работе ) функции . Теперь сравним эти функции с структурой педагогической деятельности педагогов , которая должна по существу непосредственно должна отражать эти функции . Анализ структуры педагогической деятельности , которая обоснована И . А . Зимней , В . В . Кузьминой , А . И . Щербаковым ( на которую ссылаются , в основном , все авторы учебников и учебных пособий по педагогике ), показывает , что она включает в себя пять компонентов . Гностический компонент , с помощью которого происходит получение и накопление новых знаний о законах и механизмах функционирования педагогической системы . Это получение информации о мире , учащихся , учебной группе , о самом себе как о субъекте педагогической деятельности , в целом о формировании нравственного , профессионального и интеллектуального потенциала личности обучающегося , о быстром и творческом овладении современными научными методами исследования и т . д . Реализация этого компонента обеспечивает , по нашему мнению , накопление необходимой информации о себе и других субъектах педагогического процесса , о учебной дисциплине , которую он преподаёт . Важной его составляющей являются профессиональные и специальные знания , умения и способности , которые лежат в основе собственной познавательной деятельности как педагога , например , специальных дисциплин . Специальные знания — знания специального предмета , знания в сфере педагогической и психологической наук , методике преподавания своего предмета . Содержание и ценностное наполнение этого компонента влияет , с одной стороны , на формирование мировоззрения и культуры педагогической деятельности , а с другой – на устойчивую систему отношений к миру , труду , другим людям , самому себе и самое главное – обучающимся . Безусловно , этот компонент выступает методологическим и теоретическим фундаментом для других компонентов педагогической деятельности . Проектировочный компонент обеспечивает проектирование целей педагогической деятельности вообще и преподавания конкретной специальной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=