Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3(7).2013

Гуманитарные ведомости ТГПУ им . Л . Н . Толстого № 3 (7), октябрь 2013 г . 91 1. Составление коллекции световых картин с раскрашиванием в определенные тона ; 2. Подбор пригодных для иллюстраций книг и чтений , или составление объяснительного текста к определенной группе картин ; В комиссии существовали специализированные группы – литературная ( подбор текстов , художественных и научных ), гравюрная ( подбор иллюстраций в журналах , картинных галереях , в журналах « Нива », « Север », в частных библиотеках ), группа фотографическая , группа раскраски , техническая группа , занимающаяся исследованиями различных систем « волшебных » фонарей . Общее собрание всех групп принимало решение о качестве собранного иллюстративного и литературного материала . На местах народные чтения проходили , в основном , под руководством священнослужителей или учителей местных школ . Например в 1898/1899 учебном году в Каширском уезде Тульской губернии были проведены чтения в 14 школах . Сохранился отчет об организации чтений в Руновской школе Каширского уезда 18 марта 1898 года . Здесь были показаны световые картины , означающие главные события из французской войны 1812 года . Картины эти произвели сильное впечатление как на учеников , так и на взрослых . По окончании чтения ученики и все бывшие в школе искренне благодарили главного председателя , присутствовавшего здесь за доставленное удовольствие и тут же заговорили : « все теперь сойдемся , уж есть о чем поговорить , отрадясь не только что видать , даже и не слыхивали о таком » [3, 28]. В « Кратком обзоре состояния начального народного образования в Тульской губернии в 1897-98 учебном году » отмечалось , что использование световых картин в школе можно использовать как « средство для лучшего запоминания общеполезных сведений для крестьян », а также отмечается , что для того , чтобы « грамотность упрочивалась на всю жизнь питомцев необходимо дать возможность воспитанникам школ и по окончании школы продолжать чтение , а следовательно и самообразование , необходимо устраивать школьные библиотеки , библиотеки - читальни , книжные склады , воскресные школы [4, 19]. Материалы , имеющиеся в нашем распоряжении , позволяют отметить , что наибольшее развитие чтения в 90- ые гг . XIX в . получили в Богородицком , Каширском , Ефремовском уездах Тульской губернии . Тематика чтений была достаточно разнообразной : " житийные " чтения ; путешествия по святым местам и русским монастырям ; чтения по географии и естествознанию ; русские путешественники и путешествия , общепозновательные чтения и т . д . В чтениях принимали участие иногда до 250 человек . В губерниях и уездах чтениями отмечались юбилеи писателей , в том числе С . Л . Надсона , А . Н . Островского , Н . Н . Никитина , юбилей исторических событий , например , юбилей войны 1812 года . На весь период обучения в разных населенных пунктах избиралась разная тематика . Например , в 1909-1920 учебном году в с . Бутырки Епифанского уезда рассматривались вопросы истории Руси , в с . Троицкое того же уезда - чтения по Новому Завету , в г . Епифань , по инициативе госпожи Князевой проходили чтения светского характера в том числе " Восхождение на Шпицберген " с использованием 5 картин природы северного края . Отмечается , что всегда чтения заканчивались заинтересованным обсуждением , причем , чтения по Святому писанию чаще всего дополняли старики , по истории России - школьники . Интересны были и чтения на общеобразовательные темы : " О чае ", " О грозе ", " Каменный уголь ", " О землетрясениях и горах огнедышащих ", " Пить до дна - не видать добра !" и т . п . В Туле существовали формы коллективного абонемента - дворянское собрание , гимназии , тульское региональное училище , детские приюты , приходские училища , частные школы . Например , в 1909 году при 83 училищах ведомства народного просвещения , в частных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=